Партизанский маркетинг в горах Алтая

2011-08-28 01:06:04 2241

Этим летом путешествовал по Горному Алтаю. В долине реки Чулышман случайно столкнулся с прекрасным примером простой и малобюджетной, но весьма действенной акцией «партизанского «маркетинга».

Долина Чулышмана – один из самых диких, малонаселенных и удаленных от очагов цивилизации районов Горного Алтая. Про красоту ничего не говорю – на фото все видно. Живут в долине воинственные алтайцы-теленгиты, чьи предки присоединились к Российской империи на 100 лет позже остальных районов Горного Алтая.

На фото перевал Кату-Ярык, через который можно попасть в долину. Построен в 1989 году. До этого спуститься в долину на машине не было возможности. Только на лошадях. Перепад высот при спуске по 3,5- километровому серпантину – около 600 м. Короче говоря, затерянный мир со своими традициями и законами, которые за последние 100, а может и 200 лет мало изменились.

Не всегда туристы, которые после постройки дороги на перевале стали все чаще появляться в долине, ведут себя корректно по отношению к местным жителям. В семье не без урода, к сожалению. Жители, конечно, тоже не сахар, но они у себя дома.

В 50 километров от перевала, вниз по течению, есть достопримечательность «Каменные грибы» - интересные формы эрозии скал, получивших «грибные формы».

Чтобы добраться до «грибов» нужно переправиться через Чулышман и пешком пройти километр-полтора. Единственная тропа, ведущая к местным красотам, идет через кордон (дом, баня, хозпостойки, огород), где живет местный алтаец. Многие туристы (не всегда трезвые), которые в сезон ежедневно проходили мимо, фотографировали дом, хозяина, детей. Кроме того, сходили с тропы и топтали чахлую траву, идущую на прокорм местной скотине. Хозяину не нравилось это. Очень.

Чтобы вразумить туристов, вот такую информационную кампанию он проводил в сезоне- 2011:

На переправе лодочник нам «доверительно» сказал, что на кордоне живет «контуженный в Афгане мужик, который не любит, когда его дом фотографируют и проч., - может и пальнуть, пара случаев было». Первый канал коммуникации – сарафанное радио, через местных лидеров мненийJ.

Далее промо-акция: проходим мимо кордона, нам навстречу вразвалочку идет крепкий мужичок воинственного вида. В руке нож, как у Крокодила Данди, которым стругает какую-то щепку. Без приветствия сказал коротко – «С тропы не сходите, а то неприятности будут» и, проводив недобрым взглядом, пошел в дом. Промо-персонал в лице автора всей кампании был очень убедителен.

«Наружная реклама» в виде деревянного щита метров через 300 еще раз, хотя и с грамматическими ошибками, доходчиво снова доводит информационное сообщение до целевой аудитории.

Три контакта с туристом (Reech 3) дают прекрасный результат: с тропы не сходят, трава спасена, кордон проходят в быстром темпе, фотоаппаратами в ненужном направлении не щелкают.

В чем успех? Наверно в том, что ключевое сообщение информационной кампании доставлялось по адресу и было подкреплено весьма убедительными «причинами верить» (reasons to believe). Думаю, рекламистам и маркетологам есть, над чем подумать. Да и не только им.

PS Я уточнил, стрельба действительно была в начале сезона, слава Богу без жертв.

PPS Вид на кордон. Красота!