В Сибири набирают обороты сепаратические настроения. Да-да, Вы не ослышались, ни в Чечне и Дагестане, а в Омске, Новосибирске, Тюмени, Красноярске, и прочих городах нашей родной и, казалось бы, неотъемлемой Сибири.
И напрягает не тот факт, что за уральским хребтом начали плодиться экстремистские сообщества, типа того, что руководит бывший омоновец Алексадр Будников – идеолог вооруженного отделения Сибири от России – нет. Это было и будет всегда. Всегда будут желающие огородить свой двор забором повыше и рвом поглубже, чтобы чувствовать себя хоть местным, но царьком.
Я родился и вырос в Уфе и прекрасно помню, перегороженный квартал в центре города, в котором значилась резиденция Муртазы Губайдуловича.
(личного фото нет – нельзя там фоткать. И в сети не нашел. У кого из уфимцев есть -выкладывайте)
Желание построить государство в государстве было и в 2005, и в 1850, когда Николай Ядринцев и Григорий Потанин продвигали идею отделения Сибири от Москвы.
Поэтому такие товарищи – не страшны, а, наверное, и, наоборот, полезны, чтобы держать вертикаль власти в тонусе.
Страшно другое, а именно то, на чем сейчас строится активность этих сепаратистов. В отличие от экстремистов образца 1850 г, представлявших собой кучку революционеров, существующих вопреки режиму, сегодняшние идеологи зауральского государства являются вершиной пирамиды под названием - потеря национальной идентичности. Они появляются не вопреки сложившимся политическим условиям, а благодаря благодатной почве - потерянных национальный ценностей.
Добавим сюда сверхкоммуникации информационного общества ХХ1 века и получим беспрецедентную по своей величине легкоуправляемую многомиллионную массу людей.
Это напоминает лес. Дует ветер - листья колышутся. Ветер сильнее - отчетливее движение в ту или иную сторону. Еще сильнее – листья сорвались с веток.
Еще в 1991 году идеолог разрушения СССР начальник ЦРУ Роберт Гейтс писал, что «отход республик от России – это только начало процесса. Затем надо демонтировать армию, сделать так, чтобы население впало в безразличное состояние»
Я соглашусь с Эрастом Галумовым, доктором политических наук, автором книги «Иимидж против Имиджа», который говорит, что в жизни планы Гейста были не только выполнены, но и перевыполнены. Россия не только впала в спящее состояние, когда идентичность народа стала темой не нужной и не интересной. Но мы прошли в следующую стадию, когда российский народ начал занимать активную позицию, к сожалению, позицию, которая может сильно навредить ему.
Если раньше, мы с покорностью приняли навязанные нам ярлыки «пьяных, ленивых, неспособных», то теперь встаем против них, мы не хотим себя идентифицировать с ними, но вместо того, чтобы вернуть истинные ценности российской нации, мы отрекаемся от своей идентичности, придумывая некие «субнародности», как например, жители Зауралья, массово придумавшие себе новую национальность - сибиряк.
Кстати в статье Русского Репортера подробно описывается, как во время последней переписи в графе «национальность» жители сибирских городов писали «сибиряк». Журнал провел опрос населения с целью выяснения, что же побудило их на столь экстравагантный поступок. Люди отвечали, что им не понятно, что значит быть русским, и что, более того, это определение является негативом.
Россияне отказываются от русскости, потому что осточертело ассоциировать себя с тем, что якобы несет в себе понятие «русский» - безвольный, пьяный, вороватый. И в статье РР – это мысль проходит красной нитью.
Очевидно, что подмена российской идентичности в смутные времена 1980- 2000 гг дает сегодня свои плоды. Ценности, с которыми ассоциирует себя сегодня «русский», были внедрены и укреплены путем сильнейших коммуникаций, они просты, понятны, но одновременно с этим нелюбимы всем: «водка, лень, преступность »
Мы долго жили с этим, терпели и, наконец, решили исправить ситуацию. Но «сибярики» выбрали опасный путь. Сепаратизм - это единственное, что может разрушить Россию, ни экономическая отсталость, не политическая турбулентность не являются основной опорой страны.
Именно российский дух и единение народа - вот определяющие составляющие непоколебимости страны.
Не раз Россия спасала мир от порабощения сверхдержавами, в 1812 мы изгнали Наполеона и освободили от его гнета Польшу, Германию и пол Европы в придачу, в 1945 разбили армию Гитлера и опять освободили Европу. Есть только один случай, когда Россия пала под натиском нападающих. Это - татаро-монгольское нашествие. И пала она по одной причине – раздробленность государства. Более двух веков потребовалось российскому народу, для того, чтобы вспомнить свою основную ценность и идентичность, и собраться в единый кулак для восстания против врага.
Это был хороший урок всему русскому народу, который дорого нам обошелся – в приобретение образа рабской и покорной нации. Мы научились долго терпеть и теперь многим кажемся безвольными. И этот комплекс висит над российским народом до сих пор.
Именно вопреки этому комплексу и возникают сейчас сепаратические настроения. Не желание терпеть навязанный образ русского народа как пьяного, ленивого и безвольного, заставляет сегодня жителей Сибири писать в анкете «сибиряк», заставляет российских граждан формировать ложную идентичность.
Подменные ценности русской культуры – вот основная проблема идентичности российской нации.
Для решения этой проблемы нужно прибегнуть к простым и понятным действиям. Очевидно, что ждать Россия больше не может и поэтому вполне своевременно выглядит пункт о национальной принадлежности в паспорте гражданина России в повестке последнего Госсовета РФ 10 февраля 2011, проходившего на этот раз в Уфе, кстати, в столице одного из наиболее многонациональных регионов. Сам факт того, что этот текст об идентичности российской нации пишет армянин из Башкортостана тому подтверждение.
Так вот Дмитрий Медведев, обсуждал вопрос внесения в паспорт графу национальность, предлагая писать там: россиянин такого-то происхождения. То есть на моем примере, россиянин армянского происхождения.
Это правильный посыл. Но с оговорками, позволю себе процитировать журналиста www.KM.ru Рудницкиго Леонида Анатольевича:
….Таким образом, у нас появится «гражданская национальность» – «россиянин» и «этническая национальность» – такого-то происхождения (чуть не написал «такой-то матери»). …Развивая идею, можно было бы предложить и другие «национальности»: эстетическую, психическую, культурную, ментальную и т. п. Зачем нужна эта эквилибристика? В научной среде перед началом дискуссии, чтобы она была плодотворной, обычно определяются с терминами…»
Что я и предлагаю сделать прямо сейчас.
Во-первых, надо разделить этнос, нацию и национальность.
Нация включает единство территории, экономики и культуры (в которую включается язык, традиции, общие психологические архетипы). В случаи РФ – это термин «россияне»
уважаемые россияне)
Именно эта задача, объясняет нам, почему я размещаю этот, казалось бы, сугубо теоретический (культурологический, политический и т.д.) текст на портале, посвященном рекламе, маркетингу и PR. Потому что именно брендинговыми технологиями мы можем максимально эффективно реализовать стратегию по формированию и коммуникации ценностей российской нации.
Именно брендинг ответит нам на вопросы как найти эти ценности, кому их адресовать и с помощью каких коммуникаций сделать их понятными и принятыми.
Именно инструментарий брендинга максимально пригоден для выполнения этой задачи: ни административный рычаг власти не сможет этого сделать (не то время), ни пиар в одиночку, ни потуги народных активистов. Только комплексный, стратегический брендинг способен справиться со столь сложной задачей.