Брендинг России и глобализация.

2011-04-18 10:40:43 6081

Что такое "ГЛОБАЛИЗАЦИЯ?"
Это когда греческий танкер под либерийским флагом, зафрахтованный
российской компанией со штаб-квартирой в Швейцарии, перевозя нефть из
Литвы в Сингапур, попадает в шторм в нейтральных водах. Испанские и
португальские спасатели не могут ему помочь, и в результате, спустя
шесть месяцев, большое нефтяное пятно портит экологию французского
побережья...

Самое смешное, что это не анекдот.
Да, действительно, глобализация – это наше настоящее.
Глобализация – неизбежна и более того, пройдет еще 30 лет и мы будем говорить о ней, как о процессе завершенном.
Мы понимаем, что глобализация - это эволюционный период человечества. Мир сужается. И культуры начинают проникать друг в друга как краски на маленьком мольберте.
Бороться с глобализацией глупо.
Это могут себе позволить разве что хиппи да кучка дельцов ими управляющая.
Я, слава Богу, не тот и не другой, хотя признаться, фильмы Чич Марино настроение мне поднимают))

Но не о кино я хочу поговорить, и даже не о глобализации, а о другом явлении, которое часто путают с глобализацией. Оно носит имя - «глобализм».

Глобализацию как формирование единого мирового пространства, в том числе информационного и виртуального, необходимо четко отделять от идеологии глобализма.

Одного известного экономиста пригласили прочесть лекцию
о глобализации перед рабочей аудиторией.
- «Как же вам проще объяснить сущность этого процесса? - задумчиво начал лектор,
- Вот представьте себе, что в России производятся глиняные свистки,
которые поставляются в Монголию для местных чабанов.
Чабаны разводят баранов, шкуры которых поставляются ...
- НАМ? -раздался голос с места.
- НЕТ, продолжает лектор, - в том то и смысл глобализации,
что монголы поставляют эти шкуры в Грецию, где их
соответствующим образом выделывают, получают превосходный мех и поставляют его ...
-НАМ?, - раздался голос с места.
- НЕТ. Меха поставляют во Францию, где лучшие парижские модельеры
шьют из них великолепные шубы и поставляют их.
- НАМ? - раздался голос с места.
- НУ, что вы всё НАМ да НАМ, рассердился экономист .
- НЕТ у вас глобального мышления.
Шубы поставляют в США и продают в магазинах Нью - Йорка.
- А НАМ?
- А НАМ из Болгарии поставляют глину,
из которой мы делаем свистки для монгольских чабанов.

И это тоже не анекдот. Экономист говорил самом настоящем глобализме, который также как и глобализация происходит прямо здесь и сейчас...

Итак, глобализм - это политика на деле провозглашающая «новый мировой порядок», который предполагает создание глобальной экономической и культурной системы взамен сосуществования множества относительно равновесных национальных хозяйств. То есть взамен разнообразия государств со своими культурами глобализм предлагает создание единой цивилизации с общими культурными ценностями.

Так ли естественен глобализм как и глобализация, оба ли эти процесса являются следствием объективной эволюции общества?

Уверен, что нет.
Это как отождествлять хобот слона и удава.
На первый взгляд может и похожи, но по сути вещи абсолютно разные.

В отличие от глобализации, где катализаторами процесса выступает информационная и технологическая развитость общества, двигателями глобализма являются конкретные государства, а вернее даже не столько государства, сколько их экономическая элита в лице транснациональных компаний, как правило, сырьевых и энергетических, которые для собственного обогащения вынуждают отдельные государства «открывать» свои экономики.
ТНК, прикрываясь идеологией мировой интеграции, проникают в сердца, казалось бы, еще вчера абсолютно закрытых для них государств.
Культивируя образы «западной» культуры, иными словами -внедряя бренд «развитой демократии и капитализма», ТНК разрушают культурно-социальные баррикады, так мешающие им вести бизнес в непонятных и сложных для их восприятия аутентичных государствах.
Доктор политических наук Галумов Э.А., в своей книге «Имидж против Имиджа» именно так и определяет главную цель имиджа государства -

«Главное направление имиджа государства в международных отношениях: формирование выгодных общественных мнений, обеспечивающие достижение определенных политических целей».

Безусловно, это очень сильное снотворное, вкусное и вызывающее привыкание. Это идеальный способ усыпления бдительности народов стран, в которых «глобалисты» заинтересованы.


Но что, же плохого в глобализме? - спрашивают многие.
Вроде, все же отлично.
Отстающим странам, таким как Россия или для наглядности приведем пример Панамы начала века, хотя, что далеко ходить, возьмем Египет и Ливию. Так вот, этим странам предоставляются возможность пользоваться благами развитой демократии и успехами продвинутого капитализма, пересесть с верблюда на Cayenne, так сказать.

Вроде бы радоваться должны.
Были дикари – дикарями, а теперь вот в штанах айфон лежит!
Именно такими доводами оперируют мировые захватчики 21 века, предлагающие нам единую унифицированную «потреблятско-эгоцентричную» культуру.

Однако, как показывает история, однополярность не является жизненной моделью. Цивилизации, как и любой природной системе необходимы варианты, как адаптационные возможности.

Когда-нибудь задавались вопросом, почему на планете столько разновидностей одних только попугаев, или зачем в природе столько видов насекомых, я уже не говорю про растения и животных – миллионы видов? Ради прикола?

Нет, чем больше вероятностных сценариев развития, тем система более адаптивна.
Это понимает все больше людей, в том числе и в сверхразвитых странах, выступающих против глобализма, который разрушает не только культурную идентичность, но и саму государственность.


Сегодня мировое сообщество оказалось перед дилеммой: либо многополярный мир и накопленный человечеством духовный, социальный, культурный потенциал используется с целью адаптации к глобализирующимся условиям окружающего мира – пути альтеглобализации.
Либо творческая элита целенаправленно превращается из свободной богемы в «глобальных производственников», реконструирующих мир по программе мирового правительства и лидеров однополярного мира – сегодняшняя стратегия глобализма.

Всю больше людей осознают и чувствуют, что второй путь уже сейчас приводит к разделению мира на процветающий «золотой миллиард» и обреченное на нищету остальное человечество, которому для выживания приходится « продавать » свою культуру и традиции.
А дальше будет только хуже.

Ведь для дальнейшего развития этим странам приходиться подчиняться правилу «золотого корсета»,

согласно которому необходимо принимать все более и более удушающие условия «взаимовыгодного» обмена верблюдов на «каены». Для того, чтобы ничего не препятствовало эксплуатации одетых в корсет стран и была создана идеология глобализма, разрушающее воздействие которой, судя по событиям последнего времени, Россия испытывает на себе.

Давайте задумаемся, что такое идеология глобализма?

С одной стороны это «продажа» ценностей доминирующей культуры, упакованных в яркую обертку для того, чтобы усмирить и подчинить национальное сознание культур поглощаемых. Потому что, как ни крути, именно национальное самосознание и настроения в общественных массах определяют долгосрочное развитие государства. Именно с ними надо бороться, если хочешь интегрироваться на своих условиях.

С другой стороны, это система политических и экономических активностей, реализующих конкретные задачи глобализма.

С точки зрения брендинга нам интереснее первая часть, ведь она оперирует абсолютно эфемерными, не материальными, чисто ментальными составляющими, такими, как: национальная идентичность, культура, массовое сознание, якорные ценности наций и прочее-прочее. Все они объединяются в сильно разветвленную и дифференцированную стратегию брендинга государства, в ядре которого находится культурный код. Именно посредством навязывания своего культурного кода, своих ценностей глобалисты шаг за шагом покрывают мир своей сеткой, сдабривая собственную интервенцию обильными супер-кретаивными и ужасающе продуманными коммуникациями, воздействие которых Россия ощущает на себе каждую секунду.

Тот же Галумов пишет, что показателен пример - создание преимущественно негативного образа современной России в западной системе ценностей: "Это произошло благодаря ловкой подмене чисто политических проблем СССР и Запада на культурное противостояние, определившее российскую культуру как «чуждую» цивилизованному миру".

Несколько десятилетий идеологи глобализма продолжали нивелировать российскую культуру, превращая «слона в горошину». Инвестируя триллионы долларов в коммуникации формирующие имидж России как вечно холодной, ленивой и пьяной воровской страны, тем самым, подменяя истинные ценности российской культуры на ложные, препятствующие самоидентификации россиян.

Мне стало страшно, искренне страшно, когда я услышал слоган к сериалу «Большие надежды»: «Женя надеется стать супермоделью, Валя надеется переспать с парнем лучшей подруги, Ира надеется выйти за олигарха…».
Еще страшнее становится, когда понимаешь, что он никого не смущает. Все, практически все, воспринимают этот посыл естественно, особенно те, на кого этот сериал таргетирован - девочки 12-14 лет.
Но, минуточку, как можно называть низкие желания трех недоразвитых проституток «Большими надеждами» и выдавать их за образец к подражанию с главного молодежного канала страны?
Разве это не должно резать слух?
Разве это не должно вызывать возмущение и протест? Должно, но не режет и не вызывает. Вот о чем я говорю. Потом нечего удивляться, что вокруг одни duckfaces.

В условиях коммуникационного общества реализация глобализма снимает необходимость в войнах. Поэтому все, за что мы раньше воевали, теперь отдаем без боя.

Сегодняшнее же преступное «манкурство» некоторых россиян способствует отрицанию собственной культуры, забвению духовных ценностей, утверждаемых российской культурой.

Вместо взаимопроникновения, «диалога» культур, которое предполагает сохранение ими собственной сущности, в условиях агрессивного глобализма происходит целенаправленное нивелирование чужой культурной идентичности. Особенно это актуально для таких поликультурных стран, как Россия, неоднократно испытавшей, шок культурного «перекодирования», где проблемы с культурной самоидентификацией существуют и без сторонних вмешательств.
Важно, что когда речь заходит о сохранении культурной идентичности, то сразу же появляются люди, готовые вести нас на Манежку. Такие товарищи – те же черти, что и глобалисты, только в профиль. Самосохранение культуры отнюдь не означает сохранения монокультурализма, для некоторых стран и России, в том числе, это значило бы ее разрушение.

Единственный выход в противоборстве глобалистким спрутом, на мой взгляд, заключается в восстановлении своего культурного кода, того культурного «семени», из которого произросла нация. Внимание, не конкретная национальность, а именно нация, Необходимо обратиться к истокам собственной культуры, ее смыслоформирующим основаниям, к тем ценностям, которые в тяжелые минуты лихолетья позволяли народу выстоять.

Самоидентификация и самореализация культуры предполагает сохранение и развитие суперценности, лежащей в ее основании и определяющей содержание истинной воли социальных субъектов. Если сегодня, в эпоху нарастающей угрозы унификации культур, а значит и постепенного их исчезновения, каждая культура не осознает свою специфику, ту суперценность, которую она выражает, и которая, собственно и породила эту культуру, человечество не просто обеднеет, исчезнет с лица земли один из способов адаптации человечества к миру. Если не произойдет самоидентификации российской культуры, то никто не сможет сохранить ее фундаментальные ценности. Глобализм безжалостно растопчет ее.

Отсюда напрашивается вывод, если политика глобализма это процесс управляемый, то противопоставить ей необходимо также управляемый процесс формирования и трансляции культурный ценностей во главе с суперценностью. И, как я уже не раз говорил, что в данной задаче «палочкой выручалочкой» может стать инструментарий брендинга, который на высшем профессиональном уровне позволяет закодировать ценности и, используя понятный язык современных коммуникаций, донести их до целевой аудитории, в первую очередь до носителей бренда Россия – носителей российской культуры, российской нации.