Думаю, не лишним будет рассказать о том, как приходилось зарабатывать на жизнь в середине 90-х годов прошлого века тем, кто только что окончил высшее учебное заведение.
Конечно, тем прямая дорога была устроиться в НИИ или на другое предприятие по специальности. Но все дело в том, что уже в то время работать в НИИ было невыгодно из-за мизерных окладов. К примеру, в 1995 году один из моих коллег устроился работать в НИИ и по его словам ему “хватало на пиво и на пару дней”. Такие вот были дела.
“Хочешь жить-умей вертеться!”. Эта укоренившаяся в нашем сознании фраза всегда оставалась в силе. Оставалась в силе и тогда. Вот и приходилось искать все возможные пути заработка денег (легальные, конечно).
Расскажу немного о себе. Сам я выпускник высшего учебного заведения, которое я окончил в 1995 году. Еще тогда в тот год, когда нам, собственно говоря, и выдавали дипломы, нам предлагали устроиться в НИИ, находящий в двухстах метрах от того института, где мы учились. Однако из-за мизерной заработной платы, выплачиваемой сотрудникам ИВТАН (так называлось это заведение) , почти никто не захотел там работать.
Ради любопытства стоит отметить, что в то время зарплата сотрудников этого института составляла 300 тыс. рублей, что по тогдашнему валютному курсу было примерно 50-60 $. Слезы!
Правда, тогда покупательная способность американского доллара была в несколько раз больше по сравнению с сегодняшней в пересчете на рубли. Однако по любому сегодня нельзя прожить, скажем, на 200 или 300 $ в месяц.
Что приходилось предпринимать? Вот об этом сейчас и пойдет речь.
Первое приходилось работать коммивояжером. Для незнающих следует сказать, что эта работа заключалась в том, что приходилось на фирме брать определенные товары и предлагать их организациям.
Как нужно было предлагать? Нужно было ходить по улице и заходить в любую дверь любого здания, кроме жилого дома, и искать администрацию того предприятия, будь то магазин, парикмахерская, контора или предприятие иного назначения. Сначала заходили со словами: “Здравствуйте! Я из оптовой кампании по продаже канцелярских и сопутствующих товаров западных фирм…” или что-то в этом роде. После чего нас либо отводили в нужную комнату или вызывали нужного человека, либо отказывали нам. Чаще всего в вежливой форме.
Для чего искать именно администрацию? Дело в том, что если на тот момент предприятию нужны были канцтовары для работы, то этим вопросом занималась либо администрация, либо завхоз. Именно они на средства предприятия закупали канцелярские или хозяйственные товары, при этом агенты по снабжению (иногда нас еще так называли) выписывали чеки на организацию.
Что за товары? Это были главным образом разные хозяйственные мелочи, такие как средство от моли, отдушка для ванной, средства для уничтожения тараканов, а также канцелярские товары для офиса. Моя зарплата складывалась из процентов, полученных от объема продаж этих товаров.
Понятное дело, что этот оклад был нестабильным. Ведь объем продаж впариваемого товара сильно варьировался изо дня в день и целиком зависел от многих не зависящих от тебя факторов. Таких, например, как район, который ты выбрал для работы или, чтоб идти “в поле”, как обычно любили говорить начальники этих фирм, нанимающие коммивояжеров.
Другим не менее важным фактором были и числа месяца. Само собой разумеется, что в те дни, когда многие предприятия выдавали зарплаты, удавалось зарабатывать подчас в 2, то и более раз, чем в остальные дни.
Также не менее важно было и мнение людей относительно того или иного товара, который они когда-либо ранее покупали и испробовали. Возьмем, к примеру, средство для уничтожения тараканов, так как это был один из тех товаров, который мы (и я в их числе) предлагали. Немного об этом средстве: в то время Комбат (именно его я и предлагал) имел противоречивые слухи. Иными словами, кто-то его хвалил, а кто-то хаял (Источник: уничтожение тараканов).
Так вот, когда приносили на какое-нибудь предприятие это средство и предлагали его со знанием дела (мне это средство помогло в борьбе с тараканами у меня в квартире), то купят его или нет, чаще всего всецело зависело от тех, кто замолвил бы за него слово. Стоило хоть одному сказать, что Комбат-“абсолютно бесполезное средство”, как сразу у всех отпадало желание его купить, в том числе и у тех, кто уже загорелся желанием приобрести. Ясное дело, что больше верили своим сотрудникам, нежели продавцу, так как у продавца “ничего плохого не бывает”. Зато в тех случаях, когда кто-нибудь из сотрудников начинал всем рекомендовать средство, расхваливать его, то оно уже не нуждалось в моей рекламе.
Проработав на этом поприще, я решил не работать на фирму, а на самого себя. Каким образом? Покупать тот же товар на дешевых рынках оптом и на складах, что я, собственно, и делал. Помимо этого, мне приходилось также проявлять изобретательность при покупке другого, нового товара, спрос на который я еще не знал. Естественно, были у меня проколы и промахи.
Но об этом в следующем посте.