Facebook для гурманов и брендов, часть 2. Обзор сообществ розничных сетей продуктов питания.

2011-08-05 20:04:45 2571

В продолжениe темы кулинарного Facebook сегодня смотрим сообщества супермаркетов продуктов питания в этой социальной сети.

Изначально, целью данной статьи являлось построение рейтинга сообществ ритейлеров продуктов питания, но тщательный поиск по Facebook и сайтам самих розничных сетей показал, что свое представительство в социальных сетях решается открыть далеко не каждая сеть супермаркетов. На сегодняшний день удалось обнаружить страницы супермаркетов Азбука Вкуса и X5 Retail Group (как самой компании, так и входящих в нее супермаркетов)

Начну с Азбуки вкуса. Страница набрала 4868 читателей. В основном публикуются материалы об истории разных продуктов питания, открытии/ реконструкции новых супермаркетов, а также информация об акциях магазинов. Своеобразной фишкой сообщества является анонсирование кулинарных мастер-классов, которые проводятся в выходной день в одном из супермаркетов, а также публикация рецептов (правда, довольно редкая). Что удивляет в этом сообществе, так это малое количество комментариев к постам: в среднем 2-3 комментария, причем далеко не к каждому посту. Лайки ставят более охотно, однако их число также редко превышает 10 к каждой записи. Как правило, больший отклик находят красивые фотографии еды, и, конечно, рецепты. Но, в целом, довольно слабая обратная связь для группы с несколькими тысячами участников получается.

X5 Retail Group. В Facebook созданы страницы X5 Retail Group как группы компаний, так и отдельные страницы супермаркетов «Зеленый перекресток», «Перекресток», «Карусель», «Пятерочка». Первое, что замечаешь при взгляде на все эти страницы - это малое количество участников для федеральной розничной сети. У страницы «Перекрестка» - 953 читателя, «Пятерочки» - 138 читателей, «Карусели» - 668, премиальный «Зеленый перекресток» набрал 204 человека. Сначала складывается ощущение, что продвижением этих страниц маркетологи компании пока просто не занимались. Однако, когда видишь стену некоторых из этих страниц, то удивление от столь малочисленной аудитории пропадает. На стенах «Пятерочки» и «Карусели» почти каждый день публикуются в основном краткие сообщения о скидках на тот или иной продукт, причем сделанные с помощью твиттера. Следить за этим телеграфом совершенно не хочется, равно, как и оставлять комментарии. Ведение страницы «Перекрестка» несколько интереснее. Посты уже объемнее 140 символов, иногда содержат картинки. На странице размещается информация о продуктах питания, акциях магазина. Здесь уже появляются лайки и комментарии, хотя крайне малочисленные. Страница «Зеленого перекрестка», на мой взгляд, самая интересная. Здесь размещается подробная информация о премиальных продуктах питания, есть рубрика «готовим с «зеленым перекрестком», в которой публикуются рецепты, а также, как обычно – информация об открытии новых магазинов, проходящих акциях. Малое число читателей страницы, в этом случае обусловлено скорее, ее непродолжительным существованием (она открылась только 9 марта 2011 года) и отсутствием активного продвижения. Об обратной связи со стороны покупателей здесь пока говорить не приходится. Число лайков к каждому посту редко превышает 5, комментарии пока отсутствуют.

Выводы из всего вышенаписанного можно сделать следующие

1.Facebook для ритейлеров пока является довольно экзотичным инструментом маркетинга. Пока предпринимаются только первые попытки активности в этой социальной сети.

2. «Азбука вкуса» пока является самым читаемым сообществом на Facebook, однако, страница ее конкурента «Зеленый перекресток» имеет все шансы догнать его при условии дополнительных усилий по продвижению страницы.

3.На данный момент страницы работают больше в режиме информирования покупателей о новых продуктах в супермаркетах, проходящих акциях и скидках. Инициации диалога с потребителями не происходит. Как итог – слабая реакция пользователей на сообщения.

4.При просмотре страниц супермаркетов складывается впечатление, что маркетологи супермаркетов пока «боятся» пользователей, их критических замечаний. Особенно это заметно на страницах супермаркетов X5 Retail Group, где посты в принципе не предполагают обсуждения работы супермаркетов.. Более или менее работа с негативом налажена в сообществе «Азбуки вкуса». В результате страницы выглядят «прилично», но мало интересны. Социальные сети пока еще не стали для розничных сетей удобным инструментом для выстраивания двусторонней коммуникации с покупателями.