Немного физики: чёрный цвет это не цвет света, это его отсутствие. Т.е. свет полностью поглощён. Асфальтобетон, применяемый при строительстве дорог, с его чёрной, шероховатой поверхностью, идеальный поглотитель света. И если мы видим дорогу ночью, то видим не асфальт, а привнесённые загрязнители на его поверхности.
Разумеется, все прекрасно знают, что комнату с белыми стенами хорошо освещает даже лампочка малой мощности.
Предлагаю поверхность наших чёрных асфальтовых дорог изначально делать более светлыми. Думаю, будет достаточно светло-серого или светло-жёлтого. Нужно включать в поверхностный слой дорожного покрытия не только поглощающие компоненты, но и отражающие свет минералы. На такой магистрали в отражённом рассеянном свете намного лучше и дальше видны: пешеходы в темной одежде, припаркованные автомобили с габаритами и без, края дороги, легче и точнее определяются расстояния. Даже встречные автомобили, обычно мешающие светом своих фар, будут подсвечивать дорогу, улучшая общую видимость.
В жаркую солнечную погоду асфальт меньше нагревается, меньше подвержен плавлению и летом выдержит большие нагрузки без повреждений.
Тема, подлежащая тщательному исследованию специалистами дорожниками. Как такое покрытие поведёт себя зимой, в разное время суток, в пасмурную и солнечную погоду, как будет бликовать в дождь. Какие дешёвые минералы, и в какой пропорции можно применить, какие коэффициенты сцепления получатся, как будут сочетаться спектры автомобильных ламп с цветом дороги, сколько это будет стоить и так далее. Правильно подобранный состав и цвет дороги, в свете фар даст эффект искусственного освещения. Если это будет тонкий поверхностный слой в 2-3 см, то любой дефект в дорожном покрытии будет прекрасно виден даже ночью. Одним из возможных материалов, для строительства, помимо карьерных вариантов, могут стать дроблёные отходы стекла.
Особенности человеческого зрения таковы, что при слабом освещении зрачок максимально расширен, поэтому мы так плохо и воспринимаем свет фар встречных автомобилей. Дорога с отражающей поверхностью имеет в разы большую освещённость, зрачок соответственно реагирует в сторону уменьшения и вред зрению будет несравнимо меньше.
Предвижу возражения, что зимой светлая дорога будет плохо различима на фоне сплошного снежного покрова. Из личного опыта успокою скептиков - на сплошном снежном покрове ночью, даже в неблагоприятных условиях встречного ослепления, края, не расчищенной, но укатанной дороги, в свете фар всегда хорошо видны, поскольку снег прекрасный отражатель. И почему - то на том же снежном покрове, края дороги различимы гораздо хуже, в пасмурную погоду днём.
Ещё для скептиков: все мы ездили по свежему асфальту ночью. Без разметки и освещения, без явных краёв и середины - это аттракцион для камикадзе! Езда похожа на движение слепого - скорее наугад, чем по тому, что ты видишь дорогу перед собой. А на встречу льётся непрерывный поток слепящих фар и таких же слепых водителей.
Если успели нанести разметку, тогда она горит в глазах и абсолютно не различимо само дорожное покрытие.
На освещённых дорогах светлый асфальт позволит снизить мощность светильников дорожного освещения. Так можно сэкономить миллиарды ват электроэнергии. По моему разумению, вопрос стоит того, что бы государство им занялось. В городах можно вложить немного больше в «светлые дороги» и сэкономить гораздо больше на освещении. Наше правительство озаботилось проблемой энергоэффективности. Для начала пытается экономить на лампочках. Это та же тема, но с другой стороны.