Чтобы свет в домах не погас

2014-06-01 19:25:51 1511

Правильная энергетическая политика обеспечит наше будущее в небезопасном мире

Щелчок выключателя, и загорается свет - мы воспринимаем это как нечто само собой разумеющееся. Но не стоит поддаваться ложному ощущению уверенности. Наши нынешние представления об источниках энергии и ее использовании в будущем окажутся несостоятельными, если не принять нужных мер сегодня.

Мы уже видим, как методы производства и потребления энергии отражаются на окружающей среде - из-за выбросов углекислоты в процессе сжигания ископаемого топлива температура на планете повышается. Сегодня уровень содержания двуокиси углерода в атмосфере на 35% выше, чем до начала Промышленной революции, и с каждым годом он возрастает. Как видно из 'Доклада Стерна' [Stern report - доклад об экономических последствиях глобального потепления, подготовленный в 2006 г. экономистом Николасом Стерном по заказу британского правительства - прим. перев.], если международное сообщество не предпримет скоординированных действий, глобальное потепление приведет к потерям общемирового ВВП на уровне 5% в год, а в дальнейшем, возможно - и 20%.

Кроме того, перед нами стоят серьезные проблемы в сфере снабжения энергоносителями. К 2020 г. Британия, сегодня обеспечивающая себя этим сырьем на 80%, вынуждена будет импортировать почти весь потребляемый газ и более половины нефти. Нам все чаще придется искать источники поставок в нестабильных регионах мира, и мы будем куда больше зависеть от ситуации на международных энергетических рынках - и это в тот момент, когда страны с развивающейся рыночной экономикой, например Индия и Китай, постоянно наращивают энергопотребление.

Но и это не все - сегодня мы имеем дело с такими странами, как Россия, готовыми использовать свои энергоресурсы в качестве политического инструмента. За десять с лишним лет я увидел, как энергетическая политика из 'тихой заводи' превратилась в вопрос примерно такой же стратегической важности для будущего нашей страны, как национальная оборона.

Нам нужен курс, учитывающий растущую озабоченность в связи с изменением климата, и способный обеспечить Британии гарантированные, безопасные, и приемлемые с политической точки зрения поставки энергоносителей для удовлетворения наших нужд. Энергетическая политика влияет на международные отношения, порождая новые альянсы и создавая новые очаги напряженности. Кроме того, все эти задачи встают перед нами в тот период, когда Британии за ближайшие 20 лет необходимо обновить на треть генерирующие мощности в электроэнергетике, вырабатывающие свой ресурс.

Конечно, как всегда, перед нами открываются и благоприятные возможности. Речь в данном случае не идет о выборе между энергетической безопасностью и борьбой с климатическими изменениями - принимаемые нами меры помогут решить обе эти задачи. Мы уже предпринимаем конкретные действия в целях диверсификации снабжения. В октябре прошлого года я дал добро на строительство трубопровода Langeled протяженностью в 1200 километров, по которому в Великобританию будет поступать до 70 миллионов кубометров газа в сутки - таким образом, за счет поставок из Норвегии мы сможем удовлетворить на 20% наши будущие потребности в этом сырье.

Кроме того, мы поддерживаем строительство портов для приема сжиженного газа, что впервые позволит нам ввозить его из Катара и других стран. Мы инвестируем в разработку альтернативных источников энергии, и обеспечиваем создание в Европе действенного механизма торговли 'эмиссионными квотами'. Кроме того, мы быстрыми шагами движемся к сокращению спроса на энергоносители, обеспечению экономического роста без увеличения энергопотребления, и поставили перед собой трудную задачу - сократить к 2050 г. выбросы двуокиси углерода в атмосферу на 60% по сравнению с уровнем 1990 г.

В распространенном сегодня докладе правительства по энергетической политике изложены предложения, позволяющие наращивать наши усилия в области энергосбережения, обеспечивать страну более экологичными энергоресурсами, и своевременно вкладывать необходимые средства в развитие энергетики.

Мы делаем выбор не между экономическим ростом и стагнацией - а между 'высокоуглеродным' и 'низкоуглеродным' ростом. В этом плане важнейшее значение имеют новые технологии. Большую часть выбросов 'парниковых газов' дают электроэнергетика, отопление и транспорт, но мы можем обеспечивать себя освещением, теплом и средствами передвижения на том же уровне, что и сегодня, добившись при этом сокращения и даже полной ликвидации таких выбросов. Поэтому мы - внутри страны и на международном уровне - будем и дальше способствовать реализации политических мер, позволяющих ускорить переход к низкоуглеродной экономике. К примеру, там, где это целесообразно, мы будем использовать систему регулирования и стандартов для прекращения выпуска наименее эффективной продукции - в частности, к 2011 г. будут сняты с производства неэффективные электролампочки.

Кроме того, нам необходимо повышать экологичность энергоресурсов. Производство электроэнергии из возобновляемых источников - за счет ветряных двигателей, приливных электростанций и солнечных батарей, к 2020 г. будет обеспечивать до 20% наших потребностей. Мы будем поддерживать энергоэффективные проекты в жилищном строительстве. Мы разработаем меры для более широкого внедрения биотоплива и гибридных автомобилей, и будем поощрять их использование. Мы будем поддерживать строительство угольных и газовых электростанций с применением технологий, позволяющих сократить выбросы на 90%.

Кроме того, нам следует задуматься о роли атомной энергетики в производстве электроэнергии, не сопровождающемся выбросами двуокиси углерода. Сегодня АЭС обеспечивают около 20% производимой в стране электроэнергии, однако в течение ближайших 15 лет многие из них подлежат закрытию. Поэтому мы поступаем правильно, обсуждая вопрос о том, каким образом атомная энергетика может обеспечить нам гарантированное снабжение энергоресурсами, не увеличивая при этом нашу зависимость от ископаемого топлива.

Поставленные нами задачи в плане сокращения выбросов двуокиси углерода выполнимы, но лишь в том случае, если мы готовы мыслить на перспективу и принимать трудные решения о строительстве новых ветровых электростанций - и всерьез задуматься о развитии атомной энергетики.

Наконец, чтобы обеспечить гарантированное снабжение энергией, понадобятся значительные инвестиции частного сектора в инфраструктуру по предоставлению необходимых нам энергоресурсов. Мы внесли законопроект, позволяющий оптимизировать планирование в этой сфере, и будем публиковать более точные аналитические материалы о тенденциях в энергетике, чтобы помочь производителям энергии принимать инвестиционные решения. Мы будем и дальше способствовать созданию транспарентных международных энергетических рынков и устранять барьеры на пути инвестиций в Великобритании, чтобы рыночные механизмы действовали в нужном направлении, в целях решения стоящих перед нами долгосрочных задач.

Переход к 'низкоуглеродной' экономике даст нам огромные преимущества. Если весь мир предпримет шаги требуемого масштаба, к 2050 г. объем рынков сбыта для технологий, обеспечивающих низкий уровень выбросов, составит 500 миллиардов долларов, а возможно и намного превысит эту цифру. Борьба с климатическими изменениями и планирование нашей энергетической безопасности в долгосрочной перспективе - это стратегия, способствующая экономическому росту. Если же мы будем игнорировать эти проблемы, то в конечном итоге подорвем развитие экономики.

Наш доклад по энергетической политике предусматривает прагматичные, но радикальные шаги. Это комплекс мер стратегического характера, рассчитанных на долгосрочную перспективу. Однако решения по ним надо принимать уже сегодня. Их позитивные результаты мы ощутим в грядущие десятилетия, но принять эти меры сейчас - единственный путь, позволяющий всерьез развернуть борьбу с климатическими изменениями, и одновременно обеспечить страну жизненно необходимыми энергоресурсами.

Источник: www.inosmi.ru