Россия - северная страна и дивиденды, которые она получит, развернув масштабное энергоэффективное домостроение, в первую очередь в отдалённых и северных районах, огромны.
На обширных территориях разбросаны тысячи посёлков. В Сибири, на севере и в Заполярье, где по официальным данным, проживает 10-12 миллионов человек, дорожная и железнодорожная сеть большую часть года отсутствует, снабжение осуществляется по зимникам и рекам. Речная навигация коротка, всего нескольких летних месяцев, а в некоторых местах и того меньше, только в период половодья и высокой воды. В случае сбоев, засушливого лета, масштабных лесных пожаров (и ограниченной видимости), либо несвоевременного финансирования, северный завоз срывается и начинается форс-мажор. Мощные самолёты военно-транспортной авиации везут всё от макарон до топочного мазута, трудяги Ан-2 гражданской авиации забрасывают самое необходимое в отдалённые посёлки. Авиация МЧС в авральном порядке завозит стальные трубы и чугунные батареи для устранения коммунальных аварий. А «думные дядьки» срочно ищут козла отпущения, виновного в очередном беспределе. И так каждые десять-пятнадцать лет. А учитывая огромные размеры страны, редкий год не разворачивается масштабная операция по снабжению отдалённого района или целого региона, оказавшегося в критической ситуации.
Северный завоз сам по себе очень дорог. Речной транспорт хоть и славится своей дешевизной, но не в нашем случае. Где-то на Миссисипи, перевезённая тонно-миля может быть и приближается по стоимости к морскому транспорту, только на нашем севере условия другие и тонно-километр значительно дороже. Короткая навигация, необходимость круглогодично содержать флот и инфраструктуру никак не способствуют транспортной эффективности. А об эффективности авиационных грузовых перевозок можно и не упоминать.
Чтобы иметь представление о масштабах перевозок выборочно приведем некоторые цифры.
2006 год на арктическое побережье и районы крайнего севера помимо продовольствия, стройматериалов и других позиций завезли 7 млн. т. нефтепродуктов, 5 млн.т. угля. Кроме того в заполярные районы везут обыкновенные дрова в масштабах сопоставимых, а то и превышающих поставки угля.
2012 год в Якутию, за несколько месяцев навигации общие грузоперевозки составили 1,7 млн. т., из них 0,74 млн. т. жидкие нефтепродукты и 0,372 млн. т угля. Следует помнить, что Якутия располагает более, чем 40% разведанных запасов угля в России. Более 90% добывается открытым способом в нескольких разрезах, и по БАМу поставляется в другие регионы, в том числе и на экспорт. Но какая-то сеть дорог, в том числе ЖД, существует только в Южной Якутии. Отсутствие круглогодичных путей на север не позволяет своим же углём снабжать большинство районов республики.
В том же году Хабаровский край на обеспечение северного завоза потратил 1,3 млрд. рублей, а весь Дальневосточный завоз обошёлся в 28 млрд. рублей. В целом северный завоз энергоносителей обходится стране в кругленькую сумму, что бы ежегодно завозить 7 млн. жидких нефтепродуктов и 23 млн. т. угля.
Глава администрации президента С. Иванов как то заметил: «цена перевозки топлива по северному завозу в 1,5-2,5 раза превышает его стоимость». Как говорится, за морем и телушка - полушка, да рубль перевоз.
Себестоимость привозного топлива запредельная, к примеру: завезённый уголь на Камчатке стоит 12000 рублей, а добытый на месте 4500.
Федеральный центр отказался от прямого централизованного финансирования северного завоза, перепоручив заботы о территориях субъектам федерации. А региональные бюджеты не всегда в состоянии в полном объёме и вовремя его финансировать.
Организация "северного завоза" несовершенна, неэффективна и дорога. Бюджеты всех уровней тратят ежегодно огромные средства, но и отказаться от него невозможно. Срыв в обеспечении населения топливно-энергетическими ресурсами чреват катастрофическими последствиями.
Выход видится в уменьшении перевозок, в первую очередь самой объёмной составляющей - энергетических ресурсов. Что-то в данном направлении уже делается. Например, по заказу РАО "ЕЭС России" десятки организаций вели работы по развитию малой и нетрадиционной энергетики предназначенной к использованию в отдалённых районах. В результате рекомендовали к использованию МЭК - многофункциональный энергетический комплекс (дизель + ветрогенератор). Компоновка конструктивно и функционально совместимых модулей позволяет добиться качественного, стабильного и гарантированного электро- и энергоснабжения различных мощностей с использованием альтернативных источников энергии (энергии ветра), при этом значительно экономится традиционное углеводородное топливо.
Долго, с проблемами в финансировании, но всё же строится железнодорожное ответвление БАМа Нерюнгри – Якутск. Через год – два, с вводом в строй магистрали станет возможна круглогодичная доставка грузов в самый цент огромного региона.
Хороший финансовый эффект, при условии, что это будет государственная или региональная программа, даст простое утепление домов. В северных климатических условиях основной потребитель энергии в доме - система отопления, съедающая львиную долю энергии. Естественно, оптимизация этой системы даст наибольший экономический эффект.
Доведение теплоизоляции жилья в самых удалённых и труднодоступных посёлках до уровня "энергосберегающий дом", установка простейшего рекуператора воздуха, поможет сократить теплопотери вдвое. Соответственно уменьшится и количество завозимого топлива. Окупаемость работ для труднодоступных посёлков – один, два отопительных сезона. Разумеется, в отдалённых деревнях не сразу и не все смогут оценить, для чего это нужно и какие преимущества даёт, а тем более, если за это нужно хоть частично, но платить.
Заменять тысячи тонн топлива на десятки тысяч кубометров завозимого утеплителя не разумно. Максимально снизить затраты на доставке утеплителей возможно, если использовать компактные виды. Это минеральная вата, которая в заводской упаковке достаточно компактна. Ещё более компактен в транспортировке пеноизол, вернее его основная компонента - смола ВСПГ для производства жидкого утеплителя на месте. Разумеется, пеноизол не панацея и не везде может и должен применяться, тем не менее, именно он, пожалуй, лучше всего подходит для утепления деревянных домов, обладая капиллярной структурой он хорошо осушает древесину, долговечен, к тому же дёшев в производстве и удобен в транспортировке. Обладая набором таких ценных характеристик, вполне может стать основным утеплителем.
Теплофизику не отменишь, а из её постулатов следует, что наилучшее утепление дома может быть только внешним, следовательно, необходима постройка навесного фасада. Каркас и сам фасад прекрасно получается из древесины, обработанной специальными антисептическими и противопожарными средствами силами местных бригад монтажников.
И так, для работ по утеплению, лучше зимой (по условиям хранения) необходимо доставить достаточное количество смолы ВСПГ, достаточно компактное оборудование для производства утеплителя (несколько сотен килограмм), специальные паропроводящие мембраны определённое количество других утеплителей, более подходящих, допустим для утепления дымоходов, рекуператоры с необходимыми комплектующими, материалы внешней отделки дома. Остальные материалы, кстати, самые объёмные, дерево, необходимое для утепления дома и внешней отделки, можно найти на месте.
Разумеется, Россию сложно сравнивать с Германией – с её воспитываемыми веками традициями экономии. Но если Германия использует потенциал энергосбережения как импульс для развития, то какие перспективы открываются у России с её пространствами и ресурсами? Закон «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности …», во многом повторяющий западные законы, принят и должен исполняться. Для того, чтобы он заработал, необходимо немного, наладить механизмы финансирования и субсидирования, заинтересовать население.
В отдалённых, труднодоступных и северных районах государство обязано взять часть расходов по утеплению домов на себя. Вопросом должно заниматься именно государство, либо субъекты федерации, заинтересованные в выполнение государственной программы энергосбережения, только в этом случае есть перспектива в обозримом будущем довести решение вопроса до логического завершения. Иначе государство в той или иной форме так и будет субсидировать "северный завоз", отапливая холодное северное небо.