Социальный маркетинг для гражданского согласия

2011-12-28 16:21:54 2761

Волна митингов против итогов недавних думских выборов, прокатившаяся по городам страны и достигшая пика в столице, продемонстрировала, что уровень доверия общества к власти резко упал.

Причины протестов называются разные. Оппозиционеры собирают подписи за отмену результатов выборов в Госдуму 4 декабря и собираются дойти до Европейского суда по правам человека. Однако по мнению Владимира Путина, уже заявленного как лидера мартовской президентской гонки, «цветные революции» - наработанный план разобщения общества, и протесты на Болотной площади и на проспекте Сахарова в Москве из этой серии. Премьер-министр резко высказался в отношении митингующих. Он сказал, что считает лозунгом оппозиции фразу «Бараны, вперед!» и что принял белые ленточки, ставшие символом протеста против фальсификаций на выборах, за символ борьбы со СПИДом. «Стыдно, но мне показалось, что это они на себя контрацептивы повесили»,- пошутил глава правительства.

С другой стороны – точнее, со стороны своего нового лидера, действующего президента, правящая партия признает, что выступила на выборах плоховато, а политическая система нуждается в корректировке. Президент страны Дмитрий Медведев, поначалу не поддержав требований участников акций протеста, резко пошел на уступки требованиям недовольных. В своем последнем Послании президент РФ призвал к комплексной политической реформе. Медведев предложил вернуть прямые (с сохранением «президентского фильтра») выборы губернаторов и прежнюю систему выборов в Госдуму, а именно – ввести одномандатных сенаторов по 225 округам. Эта мера, как он полагает, позволит каждой территории «иметь своего непосредственного представителя» в парламенте. Президент, как пишут СМИ, высказался за изменение порядка формирования центральной и региональных избирательных комиссий, при котором будет расширено представительство в них политических партий и предусмотрено право для партий досрочного отзыва своих представителей.

Удивительно, насколько стремительно было принято важное политическое решение! Прямо накануне второго крупного митинга в столице, чтобы, в какой-то степени, погасить накат протеста и продемонстрировать некий компромисс между обществом, требующим отменить результаты выборов, и властью, которой необходимо закрепить свои позиции и легитимизоваться в глазах общества, что особенно важно накануне президентских выборов. Не исключено, что в предвыборной ситуации новым коммуникатором между народом и властью станет предполагаемый лидер гонки Владимир Путин. От провозглашения «нового курса» никуда не деться: надо сохранить гражданскую стабильность в обществе. Выезжать на «первой кнопке», где рассказывают, как в стране все хорошо, уже не получится. Этот незатейливый пиар напоминает пропаганду периода брежневского застоя, а между тем и Путин, основной и прямолинейный критик оппозиции, говорит о росте политической культуры граждан. Общество требует справедливого распределения доходов и уменьшения социальной нагрузки. На фоне падения цен на углеводороды власть готова прижать бизнес, чтобы крупные монополии платили в казну больше денег, иначе невозможно будет выполнять обязательства перед теми же военными и сдерживать рост недовольства. Мелкий бизнес, в свою очередь, тоже ждет послаблений и либерализации системы предпринимательства.

В такой сложной и нестабильной ситуации роль социального маркетинга неизмеримо возрастает. Во-первых, социальный маркетинг помогает наладить трехсторонний диалог между властью, обществом и бизнесом. Дискуссионные площадки фонда «Народная инициатива» показали эффективность работы на многих направлениях. Так, кампания фонда «Одобрено природой» послужила толчком к тому, что в 19 регионах России началась информационная кампания по защите окружающей среды и экологии, нацеленная на повышение уровня осведомленности россиян о преимуществах биоразлагаемой продукции, использование которой не наносит ущерба окружающей среде. Рекомендации представителей государственных структур, мнение профессиональных союзов и общественных объединений в ходе продолжительных и конструктивных дискуссий в Общественной палате Российской Федерации вылились в подготовку пакета предложений по приведению российских стандартов биоразлагаемости продукции и упаковки к международным требованиям. Рекомендации участников и экспертов проекта «Одобрено природой» были направлены в Министерство природных ресурсов и экологии РФ для окончательного изменения техрегламента производства технологической и косметической продукции с целью его соответствия международным стандартам.

Государству следует активнее пользоваться технологиями соцмаркетинга, поскольку до сих пор все его спорадические инициативы и новшества в лучшем случае напоминают предвыборные мега-проекты, а в худшем – набор благоглупостей и банальностей.

Роль технологий социального маркетинга будет возрастать еще и потому, что Россию приняли в ВТО (правда, Дума должна еще ратифицировать это решение). Через несколько лет мы почувствуем разницу между ведением бизнеса по-русски и красиво упакованным западным предпринимательством. Зарубежные игроки выйдут на российский рынок и будут работать у нас по общепринятым стандартам, заставляя российскую власть и бизнес прислушиваться к себе.

В ежегодном Послании президент сообщил о планах расширения экономической интеграции. Так, с 1 января 2012 года откроется Единое экономическое пространство России, Белоруссии и Казахстана. К свободному движению товаров добавится свободное движение услуг, капиталов, рабочих сил. Как противовес Евросоюзу, Россия планирует создать новое государство - Евразийский экономический союз к 2015 году. Только большая часть населения страны едва ли понимает, что это такое и зачем – кто-то уже подумал, что намечается возврат к СССР. Между тем, Евразийский экономический союз станет эффективной связкой между Европой и Азиатско-Тихоокеанским регионом с тесной координацией экономической и валютной политики. Показать масштаб замыслов государства также помогут инструменты соцмаркетинга.