Пора по паркам?

2012-06-22 17:23:54 1739

Можно ли что-то сделать в Москве для воссоздания городской среды, чье уничтожение началось в 70-е годы прошлого века и активно продолжилось точечной застройкой и распространением так называемого «лужковского стиля»?

Иногда кажется, что нельзя. И только время однажды избавит москвичей и гостей столицы от пробок, офисов, справедливо сравниваемых с египетской курортной архитектурой, и зданий с дебильными башенками, напоминающими отточенные карандаши чиновников из разрешительной системы. Вот только «жить в эту пору прекрасную уж не придется ни мне, ни тебе»: даже самое уродливое творенье коллективного архитектора по имени «Моспроект», построенное с использованием тяп-ляп технологий, рухнет совсем не скоро.

Однако с приходом нового мэра строительство в Москве как-то застопорилось, а отдельные новостройки даже и запылали. Смешная и спорадическая поначалу борьба с пробками стала со временем более осмысленной – понятно, что в существующих условиях сделать что-то кардинальное невозможно, но введение отдельных дорожек для общественного транспорта и непрекращающиеся попытки заставить частных автовладельцев ездить в центр на метро говорят, что определенные сдвиги в головах чиновников происходят.

Тема восстановления городской среды все более популярна в массах (в массе «креативного класса», как минимум). Интересный проект «велосипедного метро» был радостно встречен интернет-сообществом. Впрочем, сама идея - не только покрыть Москву сетью велодорожек, но и оградить любителей двухколесного (и сугубо экологичного!) транспорта от агрессивных московских водил – слишком хороша, чтобы быть реализованной. Не менее разумным выглядит предложение развивать скоростное трамвайное сообщение, которое во многих европейских столицах играет ведущую роль, а в Москве в свое время было признано рудиментом. Судя по незавидной судьбе монорельсовой дороги, ставшей дорогим и непопулярным аттракционом, в итоге закрытым, у трамвая в ближайшие годы шансов ноль.

Ездить по Москве плохо, гулять – немногим лучше. Москва стала плохим местом для прогулок задолго до принятия скандального закона о митингах. Шум и выхлопы автомобилей отбивают желание пройтись по бульварам сильнее, чем все возможные оккупайабаи.

И попыткой убить сразу и быстро несколько зайцев – оздоровить городскую среду, оградить отдыхающих от автоагрессии, придать городу европейскости - стало повышенное внимание власти к теме городских парков. И это – импортированный опыт. По мнению специалистов, от бездарной застройки пострадала не только Москва – схожие проблемы, пусть и не такого масштаба, испытывают и Лондон, и Барселона, и даже Париж, чей силуэт также изрядно подпорчен.

У нас не зря меняется подход к организации ЦПКиО, готовятся высадить деревья в Зарядье. Решить транспортные проблемы в ближайшие три-четыре года нереально, а парки за это время улучшить можно. Подобным образом поступили еще в 1970-е годы в Барселоне: за счет преобразования парков и создания новых общественных пространств ситуация в городе быстро изменилась. Так что и для Москвы «парковый проект» может стать примером блиц-урбанизма, когда в короткий срок улучшится качество городской среды.

Что же касается обретения Москвой своего неповторимого облика, то, возможно, этот путь лежит через обращение к исконно своему, но при этом «фирменному». Столица – это не только «русский» или «сталинский» стили («брежневский» и «лужковский» в зачет не идут), но и признанный во всем мире конструктивизм 30-х годов.