Рабочий день креативных идей. Приёмы и алгоритмы. Часть 3.

2012-07-05 18:09:11 8505

«Обходные стратегии» Брайана Ино и Питера Шмидта

Есть такой прекрасный метод генерирования креативных идей как «Обходные стратегии». Его еще называют методом «случайного раздражителя». В сети Интернет можно найти множество коротеньких выжимок об этом креативном подходе, но все они, в своем большинстве, - безликие копипасты и, что самое главное, не дают ни капли понимания, в чем суть.

Но совсем недавно в ЖЖ мне случайно попалась прекрасная, полнейшая статья polonium-o именно об этом методе. И мне захотелось поделиться своими мыслями по этому поводу.

В начале, несколько слов о том, что за прием используется при создании креативных идей в любом направлении: от искусства до, собственно, рекламы. Однажды два друга, два известных человека - Брайан Ино (композитор) и Питер Шмидт (художник) - работали над совместным творческим проектом. Брайан создал концепцию «Обходных стратегий» во время авральных рабочих ситуаций, когда от паники перестаешь созидать, а действуешь только «в лоб». Он написал для себя несколько побуждений, которые помогали ему «выпасть» из аврального процесса и остановиться на секунду - читай «остановить свой мозг»:)

Побуждения были примерно такими: «Не забывай, что можешь придерживаться некоего отношения», «Уважай свою ошибку как скрытое намерение» и тп. Он поделился этой концепцией с Питером, и оказалось, что друзья в тот период времени существовали практически в унисон: у Питера тоже накопилось несколько похожих обращений в записной книжке. Это ли не знак, что стоило работать вместе над совершенствованием этой системы?

В итоге, новый метод создания креативных идей под названием «Обходных стратегий» разместился на 128 карточках, наборы выпускались ограниченным тиражом и практически моментально исчезали с полок. Использование метода донельзя простое: когда человек подходил к сложной творческой задаче или чувствовал тупик во время создания креативной идеи, необходимо было вытянуть наугад любую карточку из колоды и попытаться творчески осмыслить сообщение или применить его к своей задаче.



Не удивительно, что такой «карманный джинн» был так популярен:) Наборы «Обходных стратегий» были переизданы 4 раза, последний раз - в 1996 году, уже далеко после смерти Питера Шмидта. Это был проект друзей Брайана Ино как эксклюзивный подарок на Рождество для многочисленных коллег и близких знакомых.

Отличительная особенность последнего издания - именно многоязычная подача, для создания которой бюро переводов было дано прямое указание «быть свободными, лиричными, поэтичными», а дизайн был ультра-современным (грубо говоря, нарушающим все принципы классического дизайна). Уверена, что данное издание стало бы бесценным подарком для каждого, кто так или иначе связан с генерированием креативных идей.

Электронную версию «Обходных стратегий» можно увидеть здесь. Если пожелаете «перелистнуть» на новую карточку - просто обновите страницу.

От себя хочется добавить, насколько, все-таки, настоящий креатив плотно связан с искренностью и честностью перед самим собой: вытащив изнутри стимулы и побуждения, два творца не зажали их в теплых ладошках, а поделились со всеми, каждый раз совершенствуя новое переиздание: в подаче, в материалах, в дизайне. Это удивительно и прекрасно. Это и есть настоящее.

Предыдущие обзоры креативных техник и приёмов:


Часть 1. Обратный мозговой штурм.

Часть 2. Метод шести шляп.

Катерина Трубе, креативный директор fat-free рекламной студии ТАКИЛИИНАЧЕ.