Рынок пельменей уникален уже тем, что находится на стыке двух сегментов – мясных полуфабрикатов и замороженных продуктов. Кроме того, пельменям в России присущи собственные уникальные особенности, влияющие на структуру потребления и стратегии продвижения продукта.
Отечественный рынок пельменей достаточно давно достиг стадии насыщения и высокой внутренней конкуренции. По оценкам экспертов, емкость рынка замороженных полуфабрикатов (не менее половины которого составляют пельмени) составляет примерно 3,5 млрд долларов или 1,25 млн т. Традиционность предпочтений и консервативность потребителей в этом сегменте вынуждает производителей и импортеров, с одной стороны, искать новые приемы и пути продвижения, а с другой – строго придерживаться определенной рецептуры и ингредиентных пропорций.
Помимо жесткой внутренней конкуренции, пельменным брендам приходится отражать атаки со стороны производителей смежной продукции, такой как хинкали, манты, равиоли и т.д., а также поставщиков других мясных полуфабрикатов.
Еще до наступления финансового кризиса эксперты отмечали ежегодное сокращение доли продаж пельменей. В дальнейшем тенденция осталась неизменной. Несмотря на это, данный сегмент по-прежнему занимает лидирующие позиции на рынке замороженных полуфабрикатов. Более того, с отступлением кризиса пельмени все-таки частично восстановили свои пошатнувшиеся позиции.
Необходимо отметить, что серьезного сокращения в количественном выражении пельмени в кризисные годы не испытали. Произошло переориентирование покупателей на более дешевую продукцию. В основном, устойчивые позиции сегмента связаны с российской традицией потребления, в которой пельмени занимают доминирующее положение среди всех замороженных полуфабрикатов.
Популярность пельменей в России объясняется не только гастрономической традицией, но и экономическими причинами. Этот продукт считается «дежурным блюдом» студентов и пенсионеров, благодаря своей относительно низкой стоимости при высокой калорийности.
По данным исследований, в крупных городах студенты покупают пельмени в пять-шесть раз чаще, чем среднестатистический потребитель, а пенсионеры – в три-четыре раза. Если рассматривать рынки мегаполисов в целом, то 73 % жителей городов с населением от 100 тыс человек приобретают пельмени хотя бы один раз в три месяца. Среднедушевое потребление на протяжении последних десяти лет колеблется в районе 4–4,5 кг в год и в обозримом будущем этот показатель вряд ли подвергнется каким-то кардинальным изменениям.
Пельмени средней и низкой ценовой категории являются своеобразной альтернативой западному фаст-фуду. У них достаточно длительные сроки хранения и возможность быстрого приготовления.
Однако у российского рынка пельменей есть и уникальные региональные особенности. Так, например, в сельской и малонаселенной местности жители предпочитают замороженным готовым полуфабрикатам продукты собственного изготовления. В некоторых регионах среди потребителей распространено устойчивое мнение о том, что промышленный способ «убивает душу» пельменей, нарушает традиционную рецептуру. На исторической родине российских пельменей, в Сибири, ежегодное потребление готовой продукции промышленного производства почти на 40 % ниже, чем, например, в Москве и в Центральном и Северо-Западном федеральных округах.
С восстановлением рынка после кризиса несколько ожил и сегмент рынка пельменей премиум-класса, до этого снизившийся вдвое.
Таким образом, пропорции структуры предложения на рынке пельменей вернулись к докризисным показателям .
Характеризуя сегодняшнее положение дел, специалисты единодушно сходятся во мнении, что средний и низкий ценовые сегменты охвачены стагнацией. Это вызвано высокой концентрацией рынка пельменей и отсутствием новых идей и технологий, по причине уже упоминавшихся консерватизма потребителей и сложившихся устойчивых стереотипов рецептуры и вкуса продукта. Производители отмечают, что в силу этих ограничений им куда проще вывести на рынок очередную марку блинчиков или пиццы, нежели предложить новую идею пельменей с оригинальным вкусом.