Российским производителям строительной техники очень тяжело сдержать натиск импорта

2012-09-08 23:07:57 5126

Машиностроительная отрасль России достаточно тяжело пережила кризис, и сфера производства строительной техники не стала исключением. Процент падения объемов производства в общем по отрасли составил порядка 77%, и несмотря на третий подряд год положительной динамики, на настоящий момент выпускается не более 50% от докризисного количества.

По данным Анализа рынка строительной техники России, опубликованном на сайте Рестко Холдинг, на конец 2011 года наибольший рост объемов наблюдался в производстве бульдозеров, а экскаваторы, согласно статистическим данным, показали отрицательный прирост.

Рынок строительной техники в целом в 2011 году вырос почти вдвое, но это меньше, чем было зафиксировано в 2010 году. Такой бурный рост рынка объяснить достаточно легко – ведь в 2009 году рынок сократился на 77%. Однако, несмотря на хороший рост и восстановление объемов (причем основной вклад в процесс восстановления вносят импортеры), докризисный объем рынка строительной техники все еще не достигнут.

Данные Маркетингового исследования рынка строительной техники дают возможность экспертам прогнозировать дальнейший рост производства. Выпуск основных видов строительной техники в России может составить (экскаваторы, бульдозеры, автогрейдеры) 6,3-6,5 тысяч машин (прирост 23-25%). Но проблема отечественного рынка в том, что импортной техники все равно будет больше.

Обзор рынка строительной техники приводит данные о том, что по итогам прошлого года объем импортных поставок строительной техники превысил объем российского производства в три раза. Получается, что спрос на технику есть, а отечественный производитель не может удовлетворить его по тем или иным причинам. Может быть, в 2012 году и ближайшей пятилетке импорт не будет настолько ощутимо преобладать, но в любом случае импортная техника будет очень серьезно конкурировать с отечественной.

В Россию импортируется строительная техника из разных стран. Как показал анализ рынка, импорт на четверть состоит из японских машин, по 20% приходится на китайских и корейских производителей. Причем доля двух последних стран имеет устойчивую тенденцию к росту. Техника из Великобритании составляет около 10% от всей зарубежной продукции. Поставляются также строительные машины из США, Германии, Белоруссии, Франции, Италии.

Если рассматривать производителей в разрезе видов выпускаемых строительных машин, то в сегменте бульдозеров лидирует УРАЛТРАК (Челябинский тракторный завод), второе место занял Чебоксарский завод промышленных тракторов. «Уралтрак» выпустил в 2011 году 1760 бульдозеров, а Чебоксарский завод – 597. Как показало исследование рынка строительной техники, в России только 4 предприятия выпускают бульдозеры.

Экскаваторы производят 10 заводов. По данным исследования рынка, лидирует среди них ОАО «Тверской экскаватор», выпустивший в 2011 году 586 экскаваторов. Вторую строчку рейтинга занял завод «Komatsu» в Ярославле с объемом выпуска – 567 штук, на третьей позиции рейтинга находится ОАО «САРЭКС», выпустивший 172 экскаватора.

В сегменте производства автогрейдеров работают всего лишь три завода: ОАО «Брянский арсенал» (выпустил в 2011 г. 615 автогрейдеров); ЗАО «Челябинские строительно-дорожные машины» (287) и ЗАО «Дормаш» (г. Орел) – 326.

2012 год показал, что на рынке строительной техники России не произошло резкого роста объемов производства. И по мнению экспертов, рост рынка в ближайшие четыре года (до 2016 г.) будет на уровне 12,7%. А компании, действующие на российском рынке строительной техники, должны будут выигрывать конкурентную борьбу за счет привлекательных цен, ремонтоспособности своей продукции, а также уровня сервиса для своих покупателей.