Интервью: про дело для Дела.

2014-01-29 17:23:31 2238

Генеральный директор «Гроуф» Наталия Курбатова в интервью белорусскому бизнес-журналу ДЕЛО делится своим мнением по некоторым важным вопросам SMM, в том числе относительно перспектив направления и его эффективности, а также дает советы новичкам.

Считаете ли вы SMM перспективным направлением?

Социальные сети меняют мир, меняют отношения корпораций с потребителями, власти с подопечным народом и пр. Мгновенная обратная связь и быстрая связь пользователей друг с другом делают пространство социальных сетей полем, в котором брендам приходится учиться новым отношениям. Сила денег или административный ресурс тут уже не работают. С этой точки зрения, SMM перспективно, особенно если SMM специалисты способны быть проводниками для брендов в этом новом мире и новых отношениях. Какими бы ни были условия, у брендов есть свои цели, и достигать их нужно. Конечно, бренды не готовы к переменам, конечно, часто они ожидают, что в социальных сетях они получат то же самое, что получают от рекламы на ТВ или от наружки, только дешевле. С этой точки, SMM достаточно трудно для подрядчиков и исполнителей. Многие ломаются именно на отношениях с клиентами, когда клиенты считают, что их не понимают и обманывают, а SMM специалисты считают, что бренды не понимают элементарных вещей.

Существует мнение, что к SMM обращаются начинающие предприниматели, не имеющие средств на рекламу в интернете, но обладающие достаточным количеством свободного времени на работу в соц сетях. Вы с этим согласны?

Если начинающий предприниматель тратит свое время на социальные сети, у него никогда не будет достаточно денег J. В социальных сетях нет дешевых продаж, а начинающим предпринимателям нужно именно это. Клиентами Гроуфа являются средние и крупные компании, все они владеют брендами. Наша сфера интересов – проекты с конкретными целями. Среди таких целей могут быть имиджевые (изменение отношения к бренду, поддержка определенного имиджа и пр.), продажные (увеличения узнаваемости бренда или продукта, получение заявок, трафика на сайт и пр.), цели по увеличению связи с аудиторией или обучению. Но все эти цели могут позволить себе компании, у которых нет вопроса, чем платить зпт сотрудникам, т.е. это бизнесы, которые уже состоялись как бизнесы.

Как часто к SMM обращаются известные компании и по какой причине? Им интересно попробовать что-то новое или их маркетологи действительно верят в SMM?

Маркетологи крупных компаний верят даже в медийную рекламу, хотя стоит она в сотни раз дороже, а эффективность ее умозрительная J. Если серьезно, то да, обращаются. Причина простая: у этих компаний есть конкретные цели, которые могут быть реализованы средствами SMM оптимально.

Можете назвать успешные компании (товары, услуги), которые вы продвигали?

Среди наших клиентов известные бренды женского белья, фармацевтические компании, известные мебельные бренды, обувные бренды, строительные материалы, образовательные бренды, детские товары, гастрономические бренды (рестораны и сети супермаркетов), алкоголь и т.д. Около половины – это иностранные бренды, вторая половина – российские.

На основании вашего опыта, на каком этапе развития компании эффективнее всего применять SMM?

В общем-то, я уже ответила на этот вопрос. Когда у компании есть стратегические цели и ресурсы, позволяющие ей выйти за рамки острой нехватки денег на базовые потребности. Иногда, кстати, это бывает у молодых компаний, которые являются инвестиционными проектами других бизнесов. У нас есть такие проекты.

SMM одинаково эффективен для всех типов компаний? Есть ли сферы бизнеса, когда вкладывать деньги выгоднее в классический маркетинг?

SMM приоритетен для B2C рынка, для компаний, которые имеют большое количество текущих и потенциальных клиентов и не имеют с ними связи, а соответственно не имеют реальной возможности влиять на них. Для B2B рынка SMM инструменты менее эффективны, но возможны, в зависимости от продукта. По большому счету, на B2 рынке вы должны знать своих клиентов на уровне имен и названий компаний, и тут для работы нужна более тесная связь, чем через социальные сети. Например, дорогие сэндвич панели, которые закупают для строительства преимущественно крупные торговые бренды (МЕТРО, например), имеют в своем списке потенциальных клиентов не более нескольких десятков компаний. Конечно, SMM инструменты тут не помогут. Если же вашими клиентами являются все системные администраторы страны, то однозначно да, инструменты SMM могут быть использованы. Недавно общались с российским производителем детских игрушек. Маркетолог компании выразил большое сомнение по поводу эффективности затрат в SMM. Клиентами компании являются оптовые покупатели, владельцы магазинов игрушек. Посмотрели отзывы о компании в сети – на первой странице Яндекса по запросу «название компании+отзывы» документы с острым негативом в адрес компании от сотрудников и оптовых покупателей. А это означает реальную проблему продаж, так как новые клиенты эти отзывы, конечно, читают, да и отношение старых на продажах сказывается однозначно. Если ваш клиент не доверяет вашей продукции, то это скажется и на выкладке товара и на рекомендациях конечным покупателям. Вот с отзывами в этом случае надо работать однозначно. К слову, инструментами SMM мы для себя считаем любые инструменты в сети, которые позволяют получать обратную связь от аудитории. Работа с отзывами является одним из ведущих инструментов.

Совершенно бесполезны социальные сети для компаний B2G сектора, там «традиционный маркетинг» приоритетен.

Можете ли сделать прогноз, какие направления SMM маркетинга будут популярны в следующем году в Белоруссии?

Рынок Белоруссии достаточно цепко регулируется государством. Пока зависимость бизнеса от государства выше, чем от клиента, SMM услуги будут развиваться достаточно пассивно. Думаю, что пока инструментами SMM в Белоруссии буду пользоваться только бренды, которые уже имеют этот опыт на других рынках и понимают его эффективность. Скорее всего, корпоративные страницы как инструмент SMM будут приоритетны.

Автор статьи – Наталия Курбатова.

http://www.growth-team.ru/blog/general/1919/