топ-ритейлеры Украины 2012

2012-10-13 18:36:27 2650

Оригинал статьи здесь.

По данным портала Planet Retail 10 крупнейших ритейлеров в Украине в 2012 году управляют 1418 торговыми площадками и контролируют почти 18% рынка в категориях продуктов питания (прогнозные данные 2012 год).

Компания Количество магазинов Объем продаж категорий продуктов питания, USD Доля рынка сети в продажах категорий продуктов питания в канале Modern Trade*, %
Fozzy 410 2 707 234 258 10.49
ATB Market 630 2 547 936 859 9.87
Metro Group 41 1 100 675 576 4.26
Retail Group 59 908 505 974 3.51
Furshet 113 806 801 564 3.12
Amstor 28 378 026 511 1.46
Auchan 9 204 149 763 0.79
Pakko 87 179 164 204 0.7
Rewe Group 26 151 773 532 0.59
X5 Retail Group 15 77 290 924 0.3

* мы не смотрим на показатель доли рынка во всех каналах, т.к., на наш взгляд, на рынке нет корректных данных относительно величины рынка в силу отсутствия кассовых аппаратов в большинстве торговых точек канала традиционной розницы и большого количества предпринимателей на едином налоге, "рисующих" обороты в отчетности "по запросу" проверяющих органов.

Если посмотреть на 10 крупнейших ритейлеров в динамике их развития за последние 2 года, то увидим, что список ТОП 10 не изменился за исключением Рейнфорда, ставшего историей. Давайте посмотрим на основные показатели сегодняшних лидеров рынка.

Темпы роста сетей в категориях продуктов питания

Компания Продажи итого, USD CAGR
2010 2011 2012
Fozzy 1 719 192 836 2 278 915 577 2 707 234 258 25.49%
ATB Market 1 451 716 198 2 063 951 739 2 547 936 859 32.48%
Metro Group 931 918 415 960 858 034 1 100 675 576 8.68%
Retail Group 704 597 024 827 276 128 908 505 974 13.55%
Furshet 777 697 675 785 929 141 806 801 564 1.85%
Amstor 337 506 550 361 656 884 378 026 511 5.83%
Auchan 157 048 546 182 924 406 204 149 763 14.01%
Pakko 158 448 625 171 530 244 179 164 204 6.34%
Rewe Group 120 359 880 140 162 742 151 773 532 12.29%
X5 Retail Group 36 012 159 46 723 982 77 290 924 46.50%
Итого 6 394 497 908 7 819 928 877 9 061 559 165 19.04%

Рост наблюдается у всех ритейлеров, но заметно выделяются по темпам роста Фоззи и АТБ, особенно на фоне больших объемов продаж.

Теперь посмотрим на источники роста.

Динамика количества торговых площадок

Компания Количество торговых площадок CAGR
2010 2011 2012
ATB Market 457 530 630 17.41%
Fozzy 328 379 410 11.80%
Furshet 116 108 113 -1.30%
Pakko 83 85 87 2.38%
Retail Group 49 53 59 9.73%
Metro Group 27 32 41 23.23%
Amstor 24 24 28 8.01%
Rewe Group 19 22 26 16.98%
Auchan 8 8 9 6.07%
X5 Retail Group 4 10 15 93.65%
Общий итог 1820 2022 2229 10.67%


Продажи на 1 торговую площадку

Компания Продажи на 1 торговую площадку CAGR
2010 2011 2012
ATB Market 3 176 622 3 894 249 3 894 249 10.72%
Fozzy 5 241 442 6 012 970 6 012 970 7.11%
Furshet 6 704 290 7 277 122 7 277 122 4.18%
Pakko 1 909 020 2 018 003 2 018 003 2.81%
Retail Group 14 379 531 15 608 984 15 608 984 4.19%
Metro Group 34 515 497 30 026 814 30 026 814 -6.73%
Amstor 14 062 773 15 069 037 15 069 037 3.52%
Rewe Group 6 334 731 6 371 034 6 371 034 0.29%
Auchan 19 631 068 22 865 551 22 865 551 7.92%
X5 Retail Group 9 003 040 4 672 398 4 672 398 -27.96%

Как видим, 2 лидера - Фоззи и АТБ растят бизнес не только за счет открытия новых площадок, но и показывают лучшие результаты в отрасли по приросту продаж на торговую площадку. Это происходит, в том числе, за счет экспансии лидеров в небольшие населенные пункты, где выше потенциал для роста за счет вытеснения из рынка торговых точек традиционных каналов сбыта.

Интересны также показатели Х5, который ежегодно удваивает количество магазинов и теряет почти 30% продаж в существующих магазинах.

Осталось посмотреть что происходит с долей рынка лидеров ритейла, т.к. на долю оказывают влияние и другие "догоняющие" игроки рынка:

Компания Доля рынка сети в продажах категорий продуктов питания в канале Modern Trade, % CAGR
2010 2011 2012
Fozzy 9.06 10.06 10.49 7.60%
ATB Market 7.65 9.11 9.87 13.59%
Metro Group 4.91 4.25 4.26 -6.85%
Retail Group 3.71 3.65 3.51 -2.73%
Furshet 4.09 3.47 3.12 -12.66%
Amstor 1.78 1.60 1.46 -9.43%
Auchan 0.83 0.81 0.79 -2.44%
Pakko 0.83 0.75 0.70 -8.16%
Rewe Group 0.63 0.62 0.59 -3.23%
X5 Retail Group 0.19 0.21 0.30 25.66%
Итого 33.68 34.53 35.09 2.07%

Доля ТОП10 ритейлеров растет, но в основном за счет впечатляющего роста 2 лидеров (Х5 не в счет). Доля остальных участников гонки показывает отрицательные значения прироста.

Анализ темпов прироста продаж клиентов очень популярен в категорийном менджменте, т.к. позволяет сравнить продажи своего портфеля в торговых точках клиента с динамикой продаж самого клиента. Идеально конечно же брать для анализа не только общие продажи клиента, а также продажи своей категории. Это даст возможность понять как потенциал категории в продажах клиента, так и потенциал портфеля внутри категории.