Психология скидки, или зачем второй в подарок

2012-12-18 23:18:27 4471

В основе психологии потребления лежит удовлетворение потребностей и желаний, причем последнее сегодня может составлять до 90% семейных покупок. Разжигаемые рекламой, да и всем образом жизни современного общества, желания заставляют человека то и дело лезть в карман за кошельком или кредиткой.

Приводит в движение этот механизм целый клубок психологических причин. Самоутверждение, жажда стабильности, желание почувствовать себя в безопасности, принадлежащим к определенной социальной группе или обладающим определенным статусом – все это заманивает и заставляет нас обращать внимание на специальные предложения, различные комбо и скидки.

Покупать или нет – это второй вопрос, но не обращать внимания, не соблазняться не может из нас практически никто. Почему так?

То, что никогда не мог себе позволить

Подсознательно человек не придает деньгам особой ценности, ведь это, по канонам современной потребкультуры, лишь средство, в отличие от вещей, которые цель. Мы стремимся как можно быстрее обменять деньги на вещи. Когда денег на желаемое не хватает, мы расстраиваемся, чувствуем себя недостойными.

Скидки же дают человеку возможность удовлетворить все эти страсти и желания с меньшими потерями и, что важно, с меньшим чувством вины за потраченные деньги. Получая вторую вещь «бесплатно», человек остается в твердой уверенности, что он только что увеличил свое благосостояние, ничего не утратив взамен.

А у вас есть карта нашего клуба?

Скидка, особенно постоянная и в определенном магазине, дает человеку ощущение, что он имеет высокий статус, относится к привилегированной группе, получает особое отношение и особенно выгодные условия для покупок или, по крайней мере, не переплачивает. Поэтому он будет охотно покупать, чтобы насладиться этим букетом чувств.

Мода экономить

Не меньшую власть имеют социальные стереотипы. Отказываясь покупать вещи за обычную, вполне оправданную цену, люди, подверженные моде «экономить», покупают все со скидками. Скидка оправдывает в момент покупки все мелкие недочеты и все компромиссы. А раз так, поиски продолжаются.

Как в Голливуде

Мода на распродажи является частью образа благополучной западной жизни. Его часто показывают в кино, диктуя устойчивую модель поведения – ни в коем случае не пропускать распродажи, покупать, не упускать, пригодится! Как девушкам устоять, когда на экране даже девушки ангельской модельной внешности азартно сражаются за туфли со скидкой? Мы все смотрим и читаем новости про Black Friday и учимся планировать свой бюджет так, чтобы вещи покупать качественные, при этом не переплачивая.

Все правильно сделал!

Скидки дают возможность почувствовать себя умным и ловким, поднять свой социальный статус, рассказав всем вокруг о выгодном приобретении. Погоня за скидками - это соревнование. «Победитель» гордится не скоростью, силой или выносливостью, а вещью, купленной с самой большой скидкой.

Скидка в частности и спецпредложение вообще отлично работают в маркетинге как инструменты привлечения новой аудитории, сбыта определенной категории товара и, как ни пародоксально это звучит, увеличения среднего чека.

Категории: Прочее