Олег Тиньков
Смелый, рисковый бизнесмен, с легкостью ломающий стереотипы, о которые разбиваются амбиции конкурентов; талантливый, разносторонний и фартовый человек, который немало сделал для того, чтобы российский бизнес приобрел цивилизованный современный облик, - все эти слова о герое нашего Прямого эфира Олеге Тинькове.
Первые деньги Олегу Тинькову принесли его поездки в Среднюю Азию в качестве мастера по велоспорту. Во времена обучения в Санкт-Петербургском Горном Университете (окончить который ему было не суждено) он занимался нелегальной продажей одежды, привезенной со сборов. А до этого служил в погранвойсках в Находке и Николаевске-на-Амуре. Это далеко не все интересные факты биографии российского бизнесмена, которые представляют его как живой пример достижения «американской мечты» в мире российских реалий.
В условиях коррумпированного правительства и жестких ограничений, накладываемых бюрократической системой, Олег Тиньков всегда находил альтернативные, нестандартные способы продвижения своего дела. В одном из интервью на вопрос журналиста о том, как бизнес Тинькова существует без взяток, Олег ответил: «Может, чиновники за это на нас обижаются. Не знаю, мне наплевать. Главное, чтобы не мешали. Предприниматели сами их балуют - чуть что, уже несут взятку. Бизнес должен перестать пресмыкаться перед этими «чиновничками», которые на самом деле работают для того, чтобы нас обслужить».
Олег родился 25 декабря 1967 года в городе Полысаево (Кемеровская обл). Отец будущего предпринимателя работал шахтером, и денег приносил немного. Вот как вспоминает этот период сам Олег: «Мы настолько бедно жили - шахтерский барак, печка топилась углем, крохотная комната...». В этих условиях Тиньков и решил добиться успеха. Он занимался велоспортом и в советские годы ездил на сборы в Среднюю Азию, где в магазинах лежало много того, чего в Стране Советов не было. Олег стал возить оттуда одежду и продавать ее на родине. Говоря терминами того времени, «фарцовкой» Олег промышлял до 3 курса института. В 1992 он был вынужден бросить учебу, а вместе с ней и «мелкий бизнес». Тогда он создает компанию "Петросиб" (сети магазинов "Техношок" и "MusicШок"), а затем, успешно раскрутив эту торговую марку и сделав ее статусной, продает.
В 1998 Тиньков создает компанию «Дарья», за время владения которой были созданы такие марки, как "Дарья", "Питерский смак", "Добрый продукт", "Равиоли" и другие. Несмотря на успешность предприятия, в 2001 году он решает полностью сосредоточиться на пивном бизнесе и продает «Дарью» производственному холдингу "Планета Менеджмент".
Пивом "Тинькофф" Олег занялся так же, как и пельменями в 1998 году. Говоря о реалиях того времени, надо отметить, что во времена нестабильной экономической ситуации, дефолта и острого соперничества между производителями, "Тинькофф" стал первым российским пивным брендом в сегменте ultrapremium.
Для начала в Петербурге был открыт ресторан-пивоварня, потом «Тинькофф» стали разливать и на заводе. В Москве ресторан открылся в декабре 2001. К 2004 это была уже настоящая ресторанная сеть с филиалами в Москве, Петербурге, Самаре, Новосибирске, Нижнем Новгороде, Уфе, Екатеринбурге и Сочи. Мощности завода, разливающего Тинькофф, также увеличились и составили выпуск 3 миллионов бутылок в месяц. Открытие первого ресторана стоило Олегу 1,2 миллиона долларов; когда он продавал компанию в 2005, то получил за нее 201 миллион долларов, причем рестораны он оставил себе.
Что касается рекламной политики компании Тинькофф, то здесь предприниматель если и не произвел революцию, то уж как минимум по-новому расставил акценты в позиционировании этого продукта. Если попытаться описать рекламную кампанию пива "Тинькофф" одним словом, то это слово наверняка будет «секс». Вот, что сказал Олег в интервью Sostav.ru: «Мы считаем, для узнаваемости, для первичных продаж, для позиционирования показать любовь, секс, красивые женские тела - очень интересно и важно. Пункт А: этого не делала ни одна пивная компания в достаточной мере, и мы хотим выделиться. Пункт Б: это всегда работает. Секс продает, это очевидно. Вот и все».
В итогах 2003 года, в подведении которых участвовали виднейшие представители российских рекламы и бизнеса, Олег первенствовал в трех категориях: «Лучший Брэнд», «Лучший Слоган» («Тинькофф - он такой один!»). А также «Лучший PR-повод» (Приглашение Оливьеро Тоскани креативным директором в пивоваренную компанию "Тинькофф").
В 2003 году Олег Тиньков пригласил одного из самых эпатажных и скандальных деятелей рекламы Оливьеро Тоскани на должность креативного директора. Этот ход вызвал невероятный резонанс в рекламных кругах России. Ходило множество легенд, по одной из которых Олег искал скандального рекламиста три года, а когда нашел кричал ему по телефону, что они должны быть вместе. Тиньков пообещал Тоскани астрономическую сумму гонорара и полную свободу действий, однако, тот не смог удовлетворить высоких запросов бизнесмена, представленная им работа не соответствовала стандартам бренда: "Он – великий человек, безусловно, но, по-моему, со мной он схалявил – не уделил мне достаточно времени", - сказал Тиньков о бывшем партнере".
Рекламные кампании "Тинькофф" - это не только и не столько провокация, сколько продуманная стратегия и видение ситуации на рынке, в целом. Создавая неоднозначные, скандальные споты, Тиньков вызывал в обществе значительный резонанс, чем привлекал новых потребителей.
Несмотря на успех кампаний "Тинькофф" и стремительное развитие бизнеса, Олег всегда очень критично подходил к оценке своих достижений: «Минусов у нас много, ошибок много. Многое я сделал бы по-другому. Но когда кто-то заявляет, что мы - лохи... смешно! Когда стандарт задан, все требуют от нас чего-то гениального, но очень трудно всегда выдавать интересную работу».
Олег Тиньков, разрабатывая дальнейшее позиционирование бренда, вел переговоры с американскими celebrities, такими как Аль Пачино и Робертом Де Ниро, однако в связи с принятием закона о недопущении людей в рекламе пива эта перспектива отпала.
Новые идеи для позиционирования Тинькофф Олег искал на протяжении всей истории бренда. Так, к примеру, он еще в начале 2000-х завел специальный мэйл ящик, на который предлагал всем желающим присылать идеи по созданию новых рекламных кампаний, а также вознаграждение за интересную идею.
Весной 2005 Олег запускает новый пивной продукт - пиво "Т", вновь расширяя рамки позиционирования этого хмельного продукта. В то время как другие производители, периодически выпуская новые марки пива и обращаясь к потенциальным потребителям на "Вы", компания "Тинькофф" предлажила сразу всем перейти на "Т". За что и получила узнаваемость и внушительную целевую аудиторию.
Рестораны "Тинькофф", оставшиеся у Олега после продажи марки пива, бизнесмен продолжил раскручивать в присущем ему активном стиле, объединив свою страсть к велосипедным гонкам с космополистскими взглядами. В начале 2006 года он презентует свою велокаманду Tinkoff Restaraunts, в которую вошли спортсмены из России и Италии.
Еще одна отличительная черта Олега, это не замыкание на какой-то одной сфере. Для него доступен и продуктовый сектор и торговля бытовой техникой. А весной 2007 Олег представил свой новый проект - Банк "Тинькофф Кредитные Системы".
При огромном объеме работы и неизменном статусе лидера, который предприниматель не намерен терять, Олег находит возможность уделять значительную часть времени своей жене и трем детям. Тиньков до сих пор предпочитает активный отдых, его можно увидеть в городе на велосипеде или в горах, куда он приезжает кататься на лыжах. В свободное время Олег слушает записи Sex Pistols, Cure и Высоцкого, а любимым писателем называет Пелевина.
|