18 июня. ЗАБАВЫ МОЛОДЫХ
Сегодня вечером легендарную лестницу Дворца конгрессов и фестивалей
застелят алым ковром, на площади, у ограждений соберутся зеваки (хотя
вряд ли они увидят кого-то до боли знакомого), а делегаты Cannes Lions,
сменив майки и шорты на что-нибудь более приличное, пойдут дружными
рядами узнавать первые итоги.
Свои награды получат молодые креаторы, работавшие над плакатами
в защиту водных ресурсов. Однако главная сегодняшняя интрига - кому
достанутся "Львы" за лучшую печатную рекламу и достижения
в медиа индустрии. Ну, а после всех ждет buffet dinner. Кто-то обмоет
победу, кто-то с горя напьется, большинство же просто порадуется и потусуется…
Журналистам результаты сообщили на полуденной пресс-конференции.
Однако до официальной церемонии на публикацию этой информации наложен
мораторий. Как вы, наверное, уже поняли, свои заметки я пишу и отправляю
вечером (разница с Москвой минус два часа), а на следующее утро они
появляются на портале. А значит, я уже сейчас могу сказать кто что получил.
Запрет нарушен не будет.
Тот, кто читал предыдущий выпуск, знает, что россиян в шорт-листе конкурса
Press&Poster нет, а за так называемый Media Lion наши просто не
боролись. Так что мы переживать уже не будем.
Гран-при за лучшую печатную работу получила рекламная кампания
молодежного курорта Club 18-30 - дело рук лондонского Saatchi&Saatchi.
Три плаката - "Бар", "Бассейн" и "Пляж"
- позиционируют этот курорт как дико сексуальный. Вся нагрузка - на
визуальный ряд. 34-летний фотограф Тревор Рэй Харт выполнил насыщенные
цветом и солнцем картинки, на которых тема отдыха воплощена весьма двусмысленно.
Фотографии выглядят эротично за счет оптического обмана, когда второй
или третий план непроизвольно совмещается с первым. Допустим, руки протянуты
за мячом (двое парней играют в волейбол), а впечатление, что ладони
касаются бюста стоящей в глубине кадра барышни. Или пена из бутылочки,
которую держит девушка, напоминает сперму, а бутылочку слегка перекрывает
стоящий впереди парень… Наверное, при описании это выглядит вульгарно.
На самом же деле, картинки забавные и непошлые.
Председатель жюри заметил на пресс-конференции, что победившая
серия понравилась всем судьям: она рациональная, очень умная и веселая.
Гран-при в номинации "лучшая наружная реклама" присудили
Leo Burnett Oslo - за кампанию из 6 работ для студии пирсинга. Идея замечательна!
Плакаты развешиваются в тех местах, где на здании есть некие металлические
предметы, допустим, торчащее из стены или из двери кольцо. А на плакате
крупно изображены части тела: фото живота, ушей, бровей, губ и т.д. И
плакат размещается на стене так, чтобы кольцо или заклепка его прорвали
и оказались там, где им и положено - на пупке или в мочке уха. Короче,
поп-арт.
Правда, моя словенская коллега Мета Добникар выразила сомнение:
есть ли у этих оригинальных работ реальный заказчик?..
Конкурс наружной рекламы продемонстрировал немало забавных и оригинальных
решений ее изготовления и размещения, как на уровне технологий, так и
на уровне идей, а потому неудивительно, что вполне традиционные, тривиальные
работы из России не произвели впечатления на жюри.
После первого каннского репортажа на форум написал незнакомый мне
Василий Воронцов, у него просьба: побольше о представленной на фестивале
наружке из России. Да что же о ней писать, Василий?! Выйдите на улицу
- все тоже самое.
Еще г-н Воронцов задал довольно типичный вопрос, выдавший в нем
рекламного неофита: кто и по какому критерию отбирает работы на Каннский
фестиваль? Да никто не отбирает. Сами приходят. А критерий один: деньги.
Вы платите регистрационный взнос (довольно внушительный) и выставляете
свои шедевры в конкурс. Все демократично. Это же не кинофестиваль, где
формируют программу, отслеживают по всему миру кинопроцесс, где есть свои
любимчики (допустим, наш Александр Сокуров три года подряд присутствует
в каннском конкурсе со своими лентами).
Кстати, когда одного из официантов фешенебельного отеля "Карлтон"
спросили, в чем главная разница между кинофестивалем и фестивалем рекламы,
тот ответил: "Рекламный люди больше пьют!"
К вопросу алкоголя. Он, конечно, присутствует, однако, по-моему,
довольно умеренно. Ну, да пиво Heineken можно получить бесплатно с 17
до 19 часов в спонсорском баре (на заметку дирекции ММФР!). А что касается
вчерашней вечеринки The Underdog Party, устроенной голландцами… Живая
собака по пляжу разгуливала, музыка гремела, пиво продавалось, кое-кто
извивался в танце, но мы (скромная компания звезд отечественной журналистики)
с нее довольно быстро слиняли: скучно. Но вот вам факт: из маленьких Нидерландов
в Канны прикатило более 180 (!) рекламистов и журналистов. Для сравнения:
из огромной России - чуть более 30. Неудивительно, что великая держава
не очень-то заметна и всерьез нашу рекламу здесь никто не воспринимает.
Вообще русская речь слышится на Круазетт не так часто, как раньше.
В середине 90-х казалось, что кругом одни соотечественники. Куда же исчезли
"новые русские" со своими топ-моделями? Правда, дня два назад
я увидел на одной из улочек толпу приехавших осматривать Канны российских
туристов. Плотной стеной обступили они гида. Граждане РФ легко узнавались
по одежде (жара, а они в синтетике темных расцветок), яркому макияжу,
ботинкам "Прощай, молодость!" и полиэтиленовым пакетам IKEA.
Впрочем, достаточно было просто посмотреть им в глаза - коктейль из недоверия
и любопытства, хроническое отсутствие улыбки...
В конкурсе рекламных кампаний жюри отдало главный приз австралийцам
- за рекламу мороженого Magnum 7 Deadly. Подробнее об этом конкурсе я
напишу отдельно, вернувшись в Москву. Его нельзя назвать зрелищным. Судите
сами: на листе формата А3 размещается лаконичный отчет о проведенной кампании
(картинки и короткие подписи). Без комментария авторов понять что-либо
непросто.
Ну и, наконец, итоги соревнования молодых креаторов. Российские
ребята опять ничего не получили. Я уже успел с ними поговорить. Завтра
это интервью вы сможете прочитать. Анна Пушкарева и Заурбек Засеев, конечно,
расстроены. Но работу они сделали достойную, к тому же победить в этом
конкурсе - все равно, что выиграть в лотерею. Напомню, что в качестве
рекламодателя выступал Международный Секретариат воды, требовалось выполнить
плакат, призывающий защищать и беречь водные ресурсы. Первое место жюри
отдало финнам. На их плакате изображен стакан с мочой, в который вставлена
трубочка. Подпись: полтора миллиарда людей пьют воду, которая хуже, чем
ваша моча. Довольно спорное, кстати, утверждение, если учитывать, что
в мире есть немало приверженцев уринотерапии! На втором месте - молодые
американцы, на плакате которых стакан воды приравнен к бомбе, ракете,
пистолету и другим орудиям убийства. На третьем - итальянцы. Кроме печатной
рекламы,молодые креаторы соревновались в создании веб-сайтов. Победили
бразильцы и шведы.
19 июня, когда вы будете читать эти строки, в фестивальном дворце
пройдет семинар, который я ни в коем случае не пропущу. Это беспрецедентный
проект под названием "Почему вы творите?" уже много лет осуществляет
немец Херман Васке. Впервые я увидел его в 1999 году, тоже на Каннском
фестивале. Васке опрашивал всевозможных знаменитостей (от Горбачева до
Тарантино), почему они занимаются творчеством? Ответы, полученные иногда
на сигаретной пачке, иногда на видеокамеру, он преподнес в виде выставки,
книги и документального фильма. А в Каннах показал все вместе плюс собственные
комментарии и участие знаменитого кинорежиссера Вима Вендерса (с которым,
не упущу случая похвастаться, мне тогда удалось поболтать и сфотографироваться).
На этот раз Васке представит в Каннах свою новую книгу с предисловием
Далай Ламы. С 15 мая в местной галерее Espace Miramar проходит выставка,
где представлено 300 оригинальных художественных ответов на любимый вопрос
Хермана "Why Are You Creative?". Причем представлены различные
аспекты творчества: интеллектуальный, духовный, философский, политический
и научный. А почетными гостями и соучастниками его семинара станут импресарио
группы Sex Pistols Малкольм МакЛарен и рекламный гуру Поль Арден. Уверен,
это будет что-то!
|