Облачный сервис «МойСклад» опросил 575 селлеров, продающих товары хотя бы на одном маркетплейсе, чтобы узнать, как санкции повлияли на их работу.
10% респондентов сообщили, что продают товары из списка параллельного импорта, еще 3,5% сказали, что планируют начать в ближайшее время. При этом 86% предпринимателей не продают такие товары, а 15% из них не знают, что такое параллельный импорт.
Самый распространённая категория из списка параллельного импорта на маркетплейсах — товары для дома, их продают 19% опрошенных. На втором месте — одежда и обувь, которыми торгуют 17,5% респондентов, на третьем — месте электроника и бытовая техника (11,8%), товары для здоровья и красоты (10,4%), товары для детей (6%) и автозапчасти (6%).
По результатам опроса более 39% селлеров указали на снижение оборотов из-за санкций, причём 17% из них подтвердили серьёзное падение.
43% селлеров утверждают, что у них ничего не изменилось, а 11% — отметили рост оборотов, причём часть из них зафиксировали серьёзное увеличение выручки.
Большинство участников опроса (68%) утверждают, что не заметили дефицита продукции, тогда как 23% подтвердили, что испытывают трудности с поставками товаров. 9% предпринимателей указали, что товаров стало больше.
47% селлеров ответили, что работают с теми же поставщиками, что и до введения санкций. 30% опрошенных подтвердили, что перешли на российские товары и российских производителей, 9% начали торговать с Китаем, 4% участников исследования — с Турцией, столько же с Киргизией и Казахстаном.
Продавцы маркетплейсов назвали основными сложностями работы в условиях санкций снижение спроса, трудности с логистикой, дефицит товаров и необходимость искать новых поставщиков, инфляцию, вынужденный переход на другие товарные категории и сокращение ассортимента.
Аскар Рахимбердиев, генеральный директор облачного сервиса «МойСклад»:
Программа параллельного импорта начала работать, 10% — это неплохой результат, тем более что пока она заработала не для всех категорий товаров. Не решён вопрос с гарантийным обслуживанием бытовой техники и электроники, кто берёт на себя ответственность за замену или ремонт. По-прежнему есть трудности при провозе автомобилей и автомобильных запчастей, которые невозможно привезти, не нарушая регламент Таможенного союза, который запрещает провоз автомобилей без документов завода-изготовителя. Предприниматели пока присматриваются к товарам из списка параллельного импорта, слишком много остается открытых вопросов. Как только эти вопросы будут прояснены, потребительских товаров из списка будет значительно больше.