Месяц назад произошли первые удаления приложений из Google Play и App Store. Кажется, что полная блокировка не за горами. Сразу возникает вопрос: где будут находиться приложения, если популярные магазины начнут удалять все программы, сделанные в России. Команда Adventum объяснила Sostav, как брендам предоставлять приложения без привычных платформ.
Удаление из магазинов
Google Play и App Store делят большую часть рынка магазинов мобильных приложений. В апреле из них начали удаляться продукты банков из санкционного списка SDN (specially designated nationals — «специально назначенные лица»), в том числе ВТБ, Сбербанка и Альфа-Банка. Причём убирались как приложения онлайн-банкинга, так и инвестиционные проекты.
Особенно пошатнулась работа «ВТБ Онлайн». Пользователи iPhone при попытке запустить приложение видели сообщение о том, что версия устарела и её необходимо обновить. А поскольку «ВТБ Онлайн» больше не присутствует в App Store, выполнить апгрейд было невозможно.
Что рекомендуют владельцы приложений
Установленные до блокировки приложения продолжают работать. Банки стараются уведомлять клиентов о шагах, которые помогают использовать продукты и дальше:
- отключить автоматические обновления приложения;
- не удалять приложения с основного экрана;
- выключить функцию автоматического удаления приложений с устройства;
- пользоваться версией сайта, где есть все функции мобильного приложения;
- скачивать приложение по прямой ссылке с официального сайта банка (подходил для APK-файлов на Android)
Чтобы не потерять коммуникацию и сохранить качество обслуживания, банки переводят пользователей на мобильную версию сайта, трансформируя её в прогрессивное веб-приложение. Клиентам предлагается создать иконку на рабочем столе смартфона, которая имитирует привычное приложение.
Альтернативные магазины приложений
Приложения для Android можно разместить в AppGallery, Samsung Galaxy Store, Mi Store, GetApps, Aptoide, GetJar, Realme.
У альтернативных магазинов есть инструменты для продвижения приложений. Например, в AppGallery используется поисковый и медийный формат.
Методика продвижения в альтернативных магазинах схожа с классическим ASO (App Store Optimization), поэтому размещение может увеличить количество пользователей.
У приложений на базе iOS ситуация сложнее. Для продукции Apple трудно найти внешних дистрибьюторов, но есть способы загрузить любые неподписанные файлы с расширением «.IPA» с помощью AppCake.
Трансформация в прогрессивное веб-приложение
PWA (progressive web app) — технология в веб-разработке, с помощью которой можно трансформировать сайт в приложение. Пользователи открывают его в мобильном браузере без скачивания. При этом полностью сохраняется функциональность нативного приложения.
Получается, что даже при полной блокировке всех магазинов, можно будет сделать веб-версию по технологии PWA.
Дистрибуция приложения в формате APK
APK (Android Package) — формат файлов для операционных систем на базе Android, который используется магазинами приложений. Имеет расширение «.apk», например: «myApp.apk».
Компании могут распространять APK для скачивания и установки вручную. При этом важно объяснять пользователям, что загружать файлы можно только из проверенных источников. Мошенники уже начали имитировать приложения банков, чтобы похищать данные карт и распространять вредоносные программы.
Выводы
Чтобы сократить риски для компаний и их клиентов, нужно выполнить несколько шагов.
- Доработать мобильную версию сайта, сделать её удобной.
- Обучить пользователей навыкам безопасности, особенно если речь идёт о финансовых приложениях.
- Разместить официальную инструкцию о скачивании файлов APK с официального сайта приложения.
- Заранее выкатить все обновления приложения. Устранить неполадки, на которые чаще всего жаловались пользователи.
- Воспользоваться альтернативными каналами коммуникации, например SMM.