С 1 июля в российских банках начала работу «антиотмывочная» платформа ЦБ «Знай своего клиента» (ЗСК), которая позволяет по принципу светофора оценивать клиентов. Внедрение сервиса должно снизить нагрузку на добросовестных юрлиц, сообщают «Известия».
В ПСБ, «Абсолют Банке», «Зените», Росбанке, «Ренессанс Кредите», «Открытии» и крымском РНКБ заявили, что готовы подключиться к платформе в установленные сроки. Банки должны будут направлять в ЦБ информацию о клиентах-юрлицах. На основе собранных сведений регулятор делит предприятия по уровням риска и присваивает им статус: «зеленый», «желтый» или «красный». Затем эта информация перенаправляется в другие кредитные организации. Таким образом, банки могут оценить клиента, основываясь не только на своих внутренних данных, но и на консолидированных сведениях.
Пилотный проект по запуску платформы выявил, что почти 99% юрлиц и ИП относится к категории низкого уровня риска, 0,7% — к средней группе, 0,3% включены в группу высокого риска. Сервис должен обеспечить существенное снижение нагрузки на добросовестных предпринимателей, и в первую очередь на малый и микробизнес. В частности, кредитные организации уменьшат число запросов по «зеленым» клиентам.
Деловое сообщество опасается, что число ошибочных блокировок счетов вырастет, а нагрузка на бизнес увеличится. Однако в Росбанке уверили, что юрлица не столкнутся с массовыми проблемами, так как статус, присвоенный клиенту со стороны ЦБ РФ, — это не причина, приводящая к отказу. Как и ранее, каждая кредитная организация самостоятельно принимает решение об обслуживании и о том, какой уровень риска присвоить клиенту.
Напомним, с 2018 года российские банки собирают биометрию по инициативе Центробанка для создания Единой биометрической системы ЕБС. Данные затем используют для проверки личности при обращении в банк. В июне стало известно, что российские банки заставят передавать биометрию клиентов, собранную для своих целей, в ЕБС.