Утром 25 января СМИ сообщили о массовом сбое в работе зарубежных интернет-сервисов, таких как App Store, Steam, Roblox и Playstation Network. С проблемой столкнулись абоненты почти всех мобильных операторов. Как выяснилось, сбой произошел у провайдера Akamai на уровне CDN-серверов, которые используют для защиты от DoS-атак. Какие риски возникают при массовых сбоях, и как проблемы с интернетом влияют на маркетинг и показатели бизнеса, Sostav рассказала команда диджитал-агентства Demis Group .
Могут ли кратковременные сбои нанести вред маркетингу и ощутимо повлиять на бизнес?
При краткосрочном массовом сбое сокращается количество трафика, от которого ощутимо зависят крупные коммерческие ресурсы, такие как маркетплейсы, интернет-магазины и услуговые хабы, а также информационные ресурсы: СМИ и блогеры. Если речь про коммерческие проекты, то трафик здесь — опережающая метрика целевого действия. Когда он падает по независящим от нас причинам, сразу снижается количество конверсий, заявок, а затем продаж. Это наносит удар по достижению целевых показателей.
Никита Жегалин, руководитель отдела интернет-маркетинга Demis Group:
Как правило, краткосрочные сбои не наносят серьёзного ущерба, так как целевая аудитория, которая не смогла осуществить заказ сиюминутно, не исчезает бесследно, а перераспределяется на другое время — после сбоя. Попытка воздействовать на подобные внешние обстоятельства через рекламные каналы, например, отключать рекламу или сокращать маркетинговую активность в целом — психологическая ловушка. Это не эффективно и делать такого не стоит.
Как обезопасить себя?
Важно заранее прописать чёткий алгоритм действий, чтобы не принимать решения в состоянии паники. Мы подготовили пример такого алгоритма.
- Зафиксирован сбой в сети Интернет. Следует проверить через другие точки доступа и мобильный интернет, возможно, проблема локальная. Ответственный сотрудник — Иванов А.
- Проверка подтвердила сбой. Проверить доступность хостинга и сайта, чтобы во время сбоя сайт был доступен. Ответственный сотрудник — Попова В.
- Сбой длится более 45 минут.
- Повторная проверка через другие точки доступа и мобильный интернет. Ответственный сотрудник — Иванов А.
- Проверка трафика на сайте. Ответственный сотрудник — Сидоров. В.
И так далее.
Какое воздействие на маркетинг и на бизнес могут оказать длительные сбои? Как минимизировать их влияние?
Более масштабные сбои напрямую влияют на выполнение плановых показателей, что может привести даже к пересмотру маркетинговой стратегии на текущий год. На первый взгляд кажется, что после возобновления подключения произойдёт такое же перераспределение спроса на ближайшие периоды. Но конкуренты также лишились трафика, а рекламные системы сохранили бюджет, так как не было показов и кликов в период сбоя.
Эти бюджеты будут реализованы в ближайшее время и более интенсивно, что приведёт к разогреву аукциона в наиболее конкурентных нишах. Ситуация чревата превышением CAC над LTV, и экономические показатели в маркетинге не сойдутся. Но по словам Никиты Жегалина, подобных масштабных сбоев не было уже около двух-трёх лет.
Алексей Ткачук, smm-стратег, сооснователь подкаст-платформы mave.digital, диджитал-блогер и создатель Dnative.ru:
Основные риски в такой ситуации — кража данных и весь спектр проблем, связанных с не работающими сервисами. Проблемы возникают, если сбой длится не 20−30 минут, а часы или дни. В большей степени такие ситуации негативно влияют на инфраструктурные компании. Когда «падает» облако, от этого страдают сотни и тысячи компаний. Например, проблемы у CloudFlare, AWS — вот это действительно задевает бизнес. Но сейчас такое время, когда любой микролаг можно расценивать как «Нас отключили от интернета!» или «Apple отключил AppStore в России». Все гонятся за трафиком, и такие новости хорошо собирают просмотры.
В любой ситуации, связанной с непредвиденными сбоями, выигрывает тот, кто заранее просчитал риски, отработал алгоритмы действий и имеет альтернативные варианты решения проблем. Прорабатывайте план «Б» на случай неожиданных сбоев. Отличного вам интернета!