Фэшн-ритейл занимает самую большую площадь в торговых центрах Москвы и является наиболее крупной категорией. К ней относятся 35% арендаторов, 43% из которых локальные. Около 54% - это западные компании. Половина из них уже ушла с российского рынка, оставляя после себя пустующие площади и неудовлетворенный спрос покупателей. Аналитическая компания Focus Technologies исследовала обстановку на рынке фэшн-ритейла и поделилась своими выводами с Sostav.
Западные ритейлеры составляют 50% в российских торговых центрах из всего фэшн-сегмента. С их уходом категория вряд ли уменьшится в два раза, однако её ёмкость может ужаться до 25%, считают аналитики.
На сегодняшний день арендаторы по всем типам торговых центров распределились следующим образом:
- Западные бренды — занимают 30% всей площади. К ним относятся ритейлеры с центральным офисом в странах Европы (Германия, Испания, Италия, Польша, Норвегия, Финляндия), Великобритании, Америки (США, Канада), и Австралии.
- «Партнерские» бренды — компании из Китая и Турции. Их доля на рынке составляет 3%, а значит именно её необходимо наращивать.
Доля европейских компаний в общем пуле международных брендов самая существенная — 83%. Из всех присутствующих иностранных ритейлеров в торговых центрах Москвы 42% уже приостановили работу (на 10 марта 2022 года). Если все компании из категории «западных» стран в конечном счёте примут решение закрыть торговые точки в России, площадь крупных ТЦ может лишиться 45% арендаторов, площадь малых и средних — 30%.
80% арендаторов в ТЦ представлены пятью категориями: одежда и обувь, продукты, развлечения, товары для дома, питание (фудкорт/кафе и рестораны). Под необходимостью замещения находятся категории одежды и обуви, товаров для дома и, в меньшей степени, фудкорты и рестораны.
Рост цен и закрытие магазинов узнаваемых брендов стимулировали рост посещаемости магазинов различных товарных категорий в начале и середине периода 9−11 недели 2022 года. Количество посетителей, покупателей, средний чек в условиях изменения ценового предложения в итоге отражается на динамике товарооборота. Так на 10 неделе прослеживается рост посещаемости и рост среднего чека на 44% с учётом роста цен на 14%. Это приводит к увеличению оборота в два раза в сравнении с уровнем базового периода.
Также изменилось поведение потребителей и условия, в которых происходит контакт с розничной средой. Сезонность 2022 года была более сглаженной, демонстрирующей восстановление, и в целом похожей на 2021-й. До 24 февраля посещаемость демонстрировала постепенный рост, однако пошла на убыль после восьмой недели. По фэшн-сегменту сначала прослеживалось снижение трафика, а затем пик, вызванный информацией о приостановке деятельности ряда брендов.