Доля российских лекарств в сегменте госзакупок за 4 года увеличилась в денежном выражении с 20% до 35%. В 2018 году российские производители лекарств смогли занять более трети общего объема госзакупок, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на исследование DSM Group.
Если в 2014 году показатель был на уровне 66,5 млрд рублей, то в 2018 году он достиг уже 148,7 млрд рублей. Доля импортных препаратов, несмотря на падение в процентном соотношении в структуре госзакупок, в денежном выражении также увеличилась — с 266,4 млрд рублей в 2014 году до 281,6 млрд рублей по итогам прошлого года. Аналитики объясняют это увеличением государством всего объема финансирования госзакупок лекарств: за четыре года этот показатель увеличился с 332,9 млрд рублей до 430,3 млрд рублей.
В натуральном выражении российские лекарства также продемонстрировали рост. За 2014−2018 годы их доля выросла с 69% до 75%. Всего в 2018 году было закуплено 861 млн упаковок против 774 млн упаковок в 2014 году, тогда как доля импортных препаратов за последние четыре года сократилась с 341 млн до 288 млн упаковок.
Изменение структуры госзакупок лекарств связано с вводом российскими властями ряда преференций для отечественных производителей. Среди них, например, правило «третий лишний». Согласно нему, если заявку на участие в государственном тендере подают не менее двух российских производителей, иностранная компания к участию не допускается. Кроме того, выход российских аналогов привел к снижению цен на ряд препаратов, позволив государству обеспечить лекарствами большее количество пациентов.
Многие иностранные производители ушли с рынка, не выдержав конкуренции, однако добиться полного импортозамещения даже по прошествии несколько лет будет невозможно. Так, глава отдела мониторинга «Коалиции по готовности к лечению» Алексей Михайлов, считает, что преференции только российским производителям со стороны государства приводят к тому, что большинство пациентов получает устаревшие препараты. Локальные компании выпускают преимущественно аналоги инновационных лекарств после истечения на них патентной защиты. Например, в России только в 2017 году зарегистрирован аналог некогда востребованного препарата против ВИЧ «Калетра», в то время как в Европе его считают устаревшим.