Внесенный в Госдуму законопроект об ограничении иностранного участия в значимых российских интернет-ресурсах — это попытка давления на «Яндекс». В случае его принятия переход компании к государственному акционеру неизбежен, сообщает Forbes со ссылкой на записку аналитиков «Ренессанс Капитала» посвященной законопроекту.
Речь идёт о предстоящих в ближайшие два месяца переговорах. В предыдущих переговорах на стороне «Яндекса» выступал глава Сбербанка Герман Греф, но сейчас он, вероятно, не будет участвовать, пишут аналитики «Ренессанса». Вероятнее всего, это закончится появлением среди акционеров «Яндекса» государственной компании. Будет ли это Сбербанк, ВТБ, РФПИ или «Газпром», не имеет значения, сказано в записке. При этом «Яндекс» останется сфокусированной на коммерческом успехе и инновационной компанией.
«Никто не хочет, чтобы законопроект прошел, но он представляет собой инструмент, который заставит компанию согласиться на изменения», — говорится в документе.
Законопроект не затронет еще одного ключевого игрока на отечественном рынке интернет-рекламы — Mail.ru, у которой есть несколько государственных акционеров, указывают аналитики. Головная компания «Яндекса» — нидерландская Yandex N.V., акции компании торгуются на бирже NASDAQ. Сооснователь «Яндекса» Аркадий Волож владеет пакетом около 10% акций и почти 50% голосов. В числе крупнейших держателей также американские фонды Wellington Management Group, Capital Research Global Investors, OppenheimerFunds и Morgan Stanley.
Ранее сообщалось, что Сбербанк намерен стать крупным акционером «Яндекса» или даже взять компанию под контроль. Из-за сообщений о том, что банк может получить не менее 30% в капитале «Яндекса», капитализация компании упала, несмотря на опровержение Грефа об интересе в доле. Как отмечала накануне FT, с тех пор как переговоры по покупке доли в ИТ-компании сорвались, Греф в заседании совета директоров «Яндекса» не участвовал.
Напомним, на прошлой неделе депутат Антон Горелкин внес в Госдуму законопроект, ограничивающий иностранное владение информационно значимыми интернет-ресурсами долей в 20%. Законопроект нацелен на компании, которые доминируют на российском рынке, в первую очередь, на «Яндекс» и Mail.ru.