Иностранные бренды продолжают продавать российский бизнес. На месте их торговых точек открываются магазины с новыми названиями. В апреле 2023-го посещаемость торговых центров Москвы и Санкт-Петербурга выросла на 3% на 14% соответственно, что эксперты частично связывают с возвращением привычных марок. Sostav выяснил, какая история у выкупивших российский бизнес компаний и что за одежда продаётся в их бутиках.
Кто на самом деле купил Zara
По всему миру бренды Bershka, Massimo Dutti, Pull & Bear, Stradivarius, Oysho и Zara принадлежат испанской группе Inditex. В России с 1995 года этими брендами управляла «Зара СНГ». Но в 2022-м после ухода глобальной группы из страны юрлицо переименовали в АО «Новая Мода». Её выручка в прошлом году упала на 83% до 9,7 млрд руб. В отчёте Inditex сообщила, что договорилась о продаже российского бизнеса ливанскому холдингу Daher Group. Его дочерняя компания Azadea Group уже управляет франшизой Inditex на Ближнем Востоке.
Что известно о Daher Group
Daher Group принадлежит трём братьям Дахерам — Вассиму, Хасану и Саиду. Первый мультибрендовый магазин Вассим Дахер открыл в 1978 году в Ливане, позже к нему присоединились браться, и так появилась компания Azadea Group. В 1983 году Azadea Group начала управлять франшизой итальянского бренда MaxMara, cпустя десять лет семья открыла компанию Daher Group в Эмиратах. В 1998 году братья приобрели права на бренды испанской Inditex — Zara и Massimo Dutti для использования в странах Ближнего Востока.
Однако весной 2023 года стало известно о сделке с другой компанией — Fashion And More Management. Сообщавший об этой покупке замминистр промышленности и торговли Виктор Евтухов уточнил, что компания находится в дружественной стране. Позже журналисты РБК выяснили, что организация с таким названием зарегистрирована в Объединённых Арабских Эмиратах.
По мнению экс-вице-президента Национальной ассоциации дистанционной торговли (НАДТ) Олега Михайлевича, за недавно образованной арабской компанией может стоять та же Daher Group. Поскольку крупные холдинги боятся попасть под санкции, создаются дополнительные компании, которые становятся некой подушкой безопасности. Таких компаний в цепочке между бизнесом и настоящим владельцем может быть больше одной. В частности, представителем АО «Новая Мода» (ранее «Зара СНГ») в России выступила компания Rmixed. Именно она занимается набором персонала в торговые точки новых брендов, её головной офис находится в Дубае.
Павел Люлин, вице-президент Союза торговых центров (СТЦ):
Западные бренды, которые вынуждают уйти с российского рынка, находятся под давлением. Схемы, при которых они могут остаться на рынке — будь то продажа или передача бизнеса, вызывают информационную бурю, бойкоты и так далее. Это одна из причин конфиденциальности.
Rmixed управляет новыми брендами, которые открылись на местах Zara, Bershka, Pull & Bear и Stradivarius — Maag, Dub, Ecru, Vilet. Судя по надписям «Moscow» и «St. Petersburg» на одежде, дизайн разрабатывается специально для российского рынка. На запрос Sostav в компании не ответили.
Maag, Dub, Vilet и Ecru хотя и являются «наследниками» испанских фэшн-брендов, но не продают вещи этих марок. Для них отшиваются аналогичные по качеству и ценовому уровню одежда, аксессуары, обувь, поясняет Люлин. «Наверняка дизайн разрабатывается специально для этих брендов, которые присутствуют только в России», — полагает он.
Вещи отшиваются в Турции, Бангладеше и Пакистане. По мнению Артура Леера, вице-президента Ассоциации экспортеров и импортеров (АЭИ), одежда может производиться на тех же заводах, что и бренды Zara, Bershka, Pull & Bear и Stradivarius.
Артур Леер, вице-президент АЭИ:
Бизнес тоже подстраивается под нынешние реалии, и я думаю, что запускать новые производственные площадки смысла нет. У головной компании отпала потребность производить определённое количество товара на Россию, и она могла продать бизнес вместе с оборудованием. И сейчас новый владелец на том же оборудовании на тех же объёмах изготавливает изделия, которые уже под другим товарным знаком реализуются.
По словам гендиректора Fashion Consulting Group Анны Лебсак-Клейманс, на старте новые бренды поддерживают партнеры из Inditex, консультируя по особенностям спроса, бестселлерам, сезонности. «Но это только информационная поддержка. Все оперативные решения по ведению бизнеса, ассортименту, моделям, рекламной активности и ценам новая компания принимает самостоятельно, и все риски бизнеса несёт сама», — отмечает Лебсак-Клейманс.
Levi's отошёл владельцам спортивных магазинов
После ухода Levi's магазин бренда в торговом центре «Авиапарк» сменил вывеску на JNS, однако ассортимент сети остался прежним. Владельцы JNS — компания ООО «Спорт поинт» и дистрибьютор брендовой одежды и обуви в России Lestate. Владельцы двух компаний Тимофей Кундюков и Роман Самсонов — сооснователи и партнёры. Они выкупили право на аренду магазина и продажу стока вещей Levi’s, Napapiry, Lee, Wrangler, Lee Cooper, Lacoste, Diadora, Vans. На сайте магазина представлены сертификаты этих брендов.
Что известно о Lestate и «Спорт поинт»
Компании ООО «Спорт поинт» и Lestate владеют российской мультибрендовой сетью магазинов спортивной одежды Sport Point, первый магазин которой запустили в 2016 году. Он задумывался как франшиза: каждый мог открыть свой собственный спортивный магазин или бесплатно сделать ребрендинг с актуальной концепцией сети и налаженными бизнес-процессами. Позже появилось ещё 10 магазинов Sport Point в Москве, Подмосковье, Санкт-Петербурге и на территории СНГ. Сеть торгует брендами Nike, Adidas, Reebok, Puma, Asics. Как указано на сайте, все бренды в магазине приобретены напрямую у официальных представительств. Выручка ООО «Спорт поинт» в 2022 году составила 982 279 млн руб., в 2021 году она достигала 478 191 млн руб.
Lestate с 2010 годя является оптовым поставщиком одежды, обуви и аксессуаров мировых брендов для спортивных магазинов. География работы распространяется по всей территории России и СНГ. По данным «Ъ», выручка операционной компании Lestate — ООО «Профи тренд» в 2022 году выросла на 25,7% год к году, до 1,86 млрд руб., чистая прибыль — почти в пять раз, до 135 млн руб.
В аренду были взяты девять торговых точек Levi’s и выкуплено оборудование, сообщили Sostav в пресс-службе Lestate. Товар брендов ввозят параллельным импортом.
Пресс-служба Lestate:
В целом по параллельному импорту ситуация по закупке изменилась в лучшую сторону. В 2022 году получение продукта в основном заключалась в поиске лотов, остатков предыдущих или текущих коллекций, которые продавались целиком, без возможности корректировок. Сейчас мы можем выбрать продукт и формировать предзаказы на сезон вперёд напрямую у бренда. Как и в любых других отраслях, всегда можно найти заинтересованную компанию за рубежом, через которую будет размещаться предзаказ, или создать свою. Для разных брендов используются разные решения, но итог один — участие в предзаказах.
Сейчас параллельный импорт в России регулируется Минпромторгом. Есть приказ с поимённым перечислением всех марок, которые разрешено ввозить в Россию без согласия правообладателей. «Если товар входит в перечень параллельного импорта, то, конечно, он может быть без проблем ввезён на территорию Российской Федерации, выпущен в гражданский оборот без каких-либо санкций со стороны органов государственной власти. Поэтому многие идут именно по этому пути», — поясняет Артур Леер.
Когда же закончится сток Nike
Lestate также выступила претендентом на дистрибуцию другого популярного бренда — Nike. Компания приобрела права на аренду аутлета Nike в торговом центре «Белая дача» и сток товаров. Там открылся магазин с названием NSP — Nike Special Project. Часть активов принадлежит ООО «Спорт поинт». Как сообщили Sostav в Lestate, изначально договор был заключён с Nike до мая 2023-го, но сейчас его продлили до конца года.
Пресс-служба Lestate:
Наши планы — это долгосрочный договор в аутлете «Белая Дача» и развитие проекта в 2024 году на других площадках. Остатки Nike в России были достаточно большими, они ещё есть в наличии в магазине. За год мы наладили логистику и ввозим продукт Nike по параллельному импорту, им и планируем торговать.
Что осталось в Re от Reserved
В группу польского ритейлера LPP Group входят бренды Reserved, Cropp, Mohito и Sinsay. Российское подразделение компании — ООО «РЕ Трэйдинг» — зарегистрировано в 2012 году. Выручка компании в 2022-м упала по сравнению с 2021 с 52 млрд. руб до 47 млрд. руб. Компания понесла убыток в 6,61 млрд. руб.
В апреле 2022 года компания заявляла о продаже российского подразделения ООО «РЕ Трэйдинг» консорциуму из Китая. Но в мае она передала магазины в РФ компании, которая зарегистрирована в Объединённых Арабских Эмиратах, «Фар ист сервисиз-фзко», и своему топ-менеджеру — гендиректору российского дивизиона LPP Анне Пилюгиной.
Однако в корпоративном письме для сотрудников магазинов, которое опубликовал Telegram-канал «Кровавая барыня», Пилюгина сообщила, что новым владельцем группы стала китайская компания FES Retail.
Что известно о FES Retail
Как сообщает «Ъ», LPP с 1997 года содержит офис в Шанхае, «китайский консорциум», о котором сообщали в апреле, — это и есть структуры LPP в КНР. Они производят около 30% продукции группы.
Сейчас магазины работают под новыми вывесками: Reserved — Re, Mohito — Mo, Sinsay — «Син», Cropp — Cr. Как сообщают консультанты в магазинах, оригинальные бренды ввозятся параллельным импортом, на некоторой одежде можно увидеть оригинальные бирки Reserved и Sinsay.
Павел Люлин, вице-президент СТЦ:
Ничто не мешает магазинам Reserved, House, Cropp, Mohito и Sinsay, сменившим названия, заказывать одежду на тех же фабриках, что и раньше, но с новыми бирками. Что касается модельного ряда, то я был в торговых центрах в Дубае, и товары в магазинах там значительно отличаются от продающихся в России.
По мнению Анны Лебсак-Клейманс, сейчас в магазинах Re, Cr, M и «Син» можно увидеть полноценные коллекции, которые аналогичны основным коллекциям Reserved, Cropp, Mohito и Sinsay. Они выпущены под российский рынок с учётом локального спроса.
Reebok под «Честный знак»
В России Reebok контролируется через ООО «Адидас», поскольку с 2005 года бренд входил в структуры Adidas. Однако в марте 2022 года его продали американской Authentic Brands Group (ABG). ООО «Адидас» зарегистрирована в 1998 году. Его выручка в 2022 году упала по сравнению с 2021-м с 55,64 млрд руб. до 24,97 млрд руб. Компания понесла убыток в 7,94 млрд руб.
Турецкий холдинг Flo Retailing купил точки продаж Reebok в России в мае 2022 года. Компания подписала с брендом соглашение о выпуске продукции на фабриках Турции для ряда стран. В сентябре Reebok переименовали в SneakerBox, сообщалось, что ассортимент магазина останется прежним.
Что известно о Flo Retailing
Компания FLO Retailing была создана в 1960-х годах Ахметом Зиланом. Сначала она представляла собой небольшую мастерскую для производства обуви на заказ. Затем в 1985 году Зилан начал производить первую спортивную обувь.
В 1989 году Зилан вывел на рынок бренд Kinetix, который стал самым популярным спортивным брендом в Турции, в 1994 году его компания достигла позиции лидера отрасли также в сегменте тапочек. С брендом FLO компания FLO Retailing вышла на рынок в 2001 году и внедрила в Турции систему «сети магазинов обуви». Сейчас компания управляет обувными сетями Sport in Street и крупным немецким брендом Reno и работает в 21 стране, в её портфеле такие бренды как Nike, Vans, Puma, Adidas, Reebok и другие.
У магазинов SneakerBox нет официального сайта — ознакомиться с ассортиментом покупатель может либо на странице «Вконтакте», либо в канале Telegram. На наши вопросы, какая именно обувь продаётся в магазине, в компании ответили: «Продукция в магазинах SneakerBox сертифицирована и обладает меткой "Честный знак" — цифровым кодом, который подтверждает оригинальное происхождение и качество продукции». Система «Честный знак» была введена в 2018 году на законодательном уровне, правила распространяются не только на производителей российских товаров, но и на импортёров иностранной продукции.
На турецком сайте в портфеле брендов Flo Retailing можно увидеть и Reebok — вероятно, компания ввозит продукцию параллельным импортом.
Артур Леер, вице-президент АЭИ:
Здесь необходимо понимать договорённости турецкого холдинга и головной материнской компании. Возможно, Reebok разрешила Flo Retailing взаимодействовать с Российской Федерацией и отгружать товары — это одна история. Другая история — она не разрешила, но поскольку турецкий завод производит этот товар, у него нет никаких оговорок, запрещающих реализацию товара на территории России, и этот товар входит в перечень параллельного импорта, то он может быть завезён на территорию страны вне ведения материнской компании.
Crocs превратились из крокодилов в башмаки
Управление бизнесом Crocs в августе 2022 года перешло бывшему главе российского подразделения бренда Эрику Пети. Теперь знаменитые сандалии из полимера представляет новый оператор — принадлежащая Пети компания ООО «Клэр».
Что известно об ООО «Клэр»
По данным ЕГРЮЛ, компания ООО «Клэр» была создана в Москве в мае 2022 года. Эрику Пети принадлежит доля в 85%, другие 15% — совладельцу юридической RT-Group Евгению Трегубенко. RT-Group сопровождает сделки по слиянию и поглощению компаний в России для иностранных инвесторов.
Выручка ООО «Клэр» за 2022 год составила 175,4 млн руб., прибыль — 40,34 млн руб.
В марте магазины Crocs переименовали в Saboo, первые вывески повесили на магазинах в Тюмени. Вероятно, этимология названия исходит от французского слова «сабо», которым называли рабочие ботинки.
У Saboo нет сайта — продукцию выставляют в соцсетях «Вконтакте» и Telegram, в которых сообщается, что Saboo продаёт оригинальную обувь Crocs. Скорее всего, продукцию поставляют параллельным импортом по аналогии с Rebook.
New Balance переместился в зону тренда
В мае 2023 года магазины американского бренда спортивной обуви New Balance открылись под управлением российского дистрибутора «Джамилько». Новое название — Trendzone, теперь в торговых точках с такой вывеской продаются не только New Balance, но и другие иностранные марки: Lee Cooper, Napapijri, Diadora, Anta, 361 Degrees.
С 1 мая официальный интернет-магазин New Balance в России приостановил приём заказов и начал перенаправлять пользователей на сайт Trenzone.ru.
Что известно о «Джамилько»
Компания «Джамилько» была основана бизнесменом родом из Сирии Халедом Джамилем в 1993 году в Москве. Тогда компания открыла первый в России магазин Levi's. На протяжении 30 лет дистрибутор сотрудничал с самыми разными брендами, среди которых Christian Dior, Hermes, Lee Cooper, Marc O’Polo, Versace и другие. С New Balance «Джамилько» подписал эксклюзивный договор о дистрибуции в 2010 году.
В 2022 году выручка компании АО «МФК Джамилько» упала по сравнению с 2021-м на 16% до 9,46 млрд руб., а прибыль — на 68% до 408,62 млн руб.
«Джамилько» также выкупила российский бизнес детского бренда Mothercare и окончательно ушедшей из России Victoria's Secret — дистрибутор стал владельцем 99,99% долей в компании «Монэкс Трейдинг», которая развивала марки по франчайзингу. 0,01% получило кипрское юрлицо «Лосфорд трейдинг», аффилированное с «Джамилько». В феврале этого года Mothercare сменила название на Motherbear. Сейчас компания управляет более чем 150 магазинами в Москве, Санкт-Петербурге, Екатеринбурге, Сочи и Ростове-на-Дону.
Helly Hansen отдали за бесценок
Helly Hansen в ноябре 2022 года передала локальный бизнес топ-менеджерам — генеральному директору Игорю Рогановичу и юристу Андрею Карасеву. Компанию ООО «Хелли Хансен» переименовали в «Ритейл РЦ». Предполагалось, что контракт был безденежным, или же бизнес продали за символическую сумму. На месте торговых точек Helly Hansen появились магазины с названием Move.
Что известно о «Ритейл РЦ»
На официальном сайте Move сообщается, что компания ООО «Ритейл РЦ» на рынке с 1993 года. Она вывела на российский рынок бренды Nike, Stradivarius, Springfield, Women’secret, Intersport и Helly Hansen. 10 лет она была официальным представителем Helly Hansen в России и открыла 40 фирменных магазинов сети.
Выручка компании в 2022 году упала по сравнению с 2021-м на 44% и составила 1,38 млрд руб., «Ритейл РЦ» понесла убыток в 186,36 млн руб.
В магазинах Move представлены товары Nike, Adidas, Puma, Mont, Kronos, Geox, Under Armor. Товары Helly Hansen при этом не появились в ассортименте Move, однако «Ритейл РЦ» сообщали, что подписали эксклюзивное дистрибуторское соглашение с итальянским брендом мужской одежды Dan John.
У Helly Hansen, которая занимается производством верхней и спортивной одежды, в России было 48 магазинов, из них семь работали по франшизе.
Новые отраслевые лидеры?
Почти все локализованные марки остались прежними, только продаются под другими вывесками. Одежду и обувь ввозят параллельным импортом. Исключительно новыми брендами стали Maag, Dub, Ecru и Vilet — «заменители» марок Inditex. Но судя по официальным сайтам арабских брендов, компания решила сохранить преемственность испанских предшественников.
Между тем, Azadea Group ведёт переговоры о покупке российских бизнесов Decathlon и Adidas. Ещё одним претендентом на активы этих же компаний выступает турецкая FLO Retailing, владелец Reebok. Закрытие сделки с Adidas планируется к осени. Если покупателем окажется Azadea Group, это может изменить положение дел на российском рынке розничной торговли одеждой: согласно исследованию Kept, Adidas был одним из крупнейших ритейлеров, выручка дочерней структуры которого по итогам 2021 года составляла 55,6 млрд руб. (5,4% рынка). После ухода иностранных брендов титул отраслевого лидера перешёл сети «Спортмастер», доля которой на конец 2021-ого достигала 12,5%, а монополизация в отрасли увеличилась на 15%. Покупка Adidas ливанской группой может изменить эту цифру.
H&M и Uniqlo пока ищут покупателей на свой бизнес. Calvin Klein и Tommy Hilfiger в июле 2022 года планировали продать бизнес турецким бизнесменам, однако результаты переговоров неизвестны. Gucci сообщали, что не собираются в течение 2023 года открываться в России.