Sostav.ru
Москва, ул. Полковая 3 стр.3, офис 120
© Sostav независимый проект брендингового агентства Depot
Использование опубликованных материалов доступно только при указании источника.

Дизайн сайта - Liqium

18+
03.08.2023 в 15:50

NielsenIQ: рынок FMCG в России стабилизировался по итогам первого полугодия 2023 года

В июне рост всей индустрии товаров повседневного спроса составил 8,5%

1

По итогам первого полугодия 2023 года FMCG-индустрия стабилизировалась, а постепенное оживление покупательских настроений стало ещё более заметным. Демонстрирует этот тренд динамика продаж на омниканальном FMCG-рынке: в июне рост всей индустрии составил 8,5%, что было полностью обусловлено вкладом реального спроса (10,1%) на фоне дефляции (-1,6%). Об этом говорится в исследовании NielsenIQ (есть в распоряжении Sostav). Компания подготовила обзор трендов FMCG-рынка и проанализировала итоги первого полугодия 2023 года.

Фото: NielsenIQ

В рамках исследования были изучены разбивки по каналам торговли, регионам и отдельным категориям на омниканальном рынке (включающем как офлайн-, так и онлайн-продажи).

«Сейчас мы находимся именно в такой точке, за которой индустрию ждёт постепенное медленное восстановление спроса (в случае отсутствия новых негативных факторов). Об этом свидетельствуют, как минимум, две цифры. Первая: индекс покупательского оптимизма второй квартал подряд находится в зоне выше 100 пунктов и указывает на то, что уверенность в личных перспективах и готовность совершать покупки среди преобладающей части россиян укрепляются после снижения на заре любого экономического кризиса. Вторая цифра поддерживает первую: происходит восстановление натуральных продаж и замедление инфляции вплоть до дефляции на FMCG-рынке», — комментирует директор по работе с ритейлом NielsenIQ Константин Локтев.

По его словам, на эти цифры всё ещё влияет эффект низкой базы прошлого года, но вместе с тем устойчивый рост натуральных продаж — «это тот долгожданный индикатор, который даёт надежду на сдержанный, но рост в ближайшие несколько месяцев».

К середине 2023 года темпы продаж почти во всех каналах современной розницы ускорились, говорится в исследовании. Особенно это заметно в минимаркетах — единственном офлайн-канале, который развивается двузначными темпами как в денежном, так и в натуральном выражении.

Фото: NielsenIQ

Однако основной вклад в рост рынка, по мнению аналитиков NielsenIQ, вносит другой формат магазинов — дискаунтеры. Несмотря на то, что темпы их продаж уступают минимаркетам и онлайн-торговле, именно они становятся ключевым каналом для индустрии: из 6,1% роста всего омниканального рынка сразу 5,1 п.п. обеспечено положительным вкладом таких магазинов. «Это происходит за счёт высокой доли дискаунтеров в структуре продаж всех FMCG — в денежном выражении она составляет более 55%», — отмечают в компании.

Динамика натуральных продаж в регионах восстанавливается значительно быстрее, чем в Центральном федеральном округе, а рост регионов на омниканальном рынке происходит в том числе за счёт развития интернет-торговли, указывают в NielsenIQ.

Фото: NielsenIQ

Восстановление спроса на омниканальном рынке активнее всего происходит в продуктовой группе, а темпы развития непродовольственных товаров развиваются в том числе благодаря увеличению заказов через интернет. Самый высокий вклад в развитие группы внесли такие категории, как средства личной гигиены, уход за телом и уход за волосами. «Несмотря на то, что с точки зрения натуральных продаж индустрия всё ещё находится в отрицательной зоне, во втором квартале темпы её развития на омниканальном рынке начали ускоряться», — указывают аналитики NielsenIQ.

К началу июня звание самого быстрорастущего канала вернулось к онлайн-рынку. В интернет-магазинах и на маркетплейсах продажи товаров повседневного спроса за последние шесть месяцев выросли на 24%.

В отдельные месяцы 2023 года эти показатели были «ещё более впечатляющими», подчёркивают в компании. Например, в мае и июне номинальный рост онлайн-рынка составил 43−44%, а дефляция в этот период превысила средние показали сразу в пять раз (-15%).

Развитие онлайн-канала происходит за счёт все большего проникновения сервисов в повседневную жизнь покупателей, которые всё чаще переключаются от стратегии закупок в интернете в пользу заказа маленьких корзин (1−5 позиций в чеке). Это отражается не только на росте числа заказов, но и на усилении значимости категорий с коротким сроком хранения. Одновременно увеличивается и доля интернет-торговли: в январе-июне 2023 она выросла почти на 1 п.п. год к году и уже достигла 7,6% в структуре омниканального рынка.

«Учитывая, что в текущий момент покупательская уверенность укрепляется, можно ожидать, что всё больше покупателей будут постепенно отходить от сберегательной модели поведения и наращивать траты. Такой вывод можно сделать не только на основе индекса потребительского оптимизма, который позволяет оценить рациональное восприятие текущей ситуации, но и на эмоциональной компоненте: почти половина респондентов (45%) к концу второго квартала описывают своё текущее психоэмоциональное состояние как "абсолютно спокойное" и "спокойное"», — отмечают в NielsenIQ.

Одновременно с этим развитие спроса поддерживает и текущее замедление роста цен. По мнению аналитиков, совокупность этих факторов «как раз и позволяет говорить о перспективах постепенного восстановления рынка с точки зрения натуральных продаж при отсутствии новых негативных факторов».

Обсудить с другими читателями:
Ваш браузер устарел
На сайте Sostav.ru используются технологии, которые не доступны в вашем браузере, в связи с чем страница может отображаться некорректно.
Чтобы страница отображалась корректно, обновите ваш браузер.