В Госдуму внесли законопроект об основах государственного регулирования работы маркетплейсов. Предлагается запретить онлайн-площадкам требовать с покупателей компенсацию за возврат покупки.
Авторы законопроекта — глава комитета Совета Федерации по экономической политике Андрей Кутепов и руководитель комитета Госдумы по промышленности и торговле Владимир Гутенев.
Согласно документу, маркетплейсы разделят на две группы в зависимости от их экономического положения. Общее регулирование будет действовать для всех маркетплейсов, дополнительное — для онлайн-площадок, которые занимают больше 20% рынка. Последние не смогут менять условия договора услуг и ухудшать положение продавцов и владельцев пунктов выдачи заказов (ПВЗ) без уведомления за 30 дней.
Крупным маркетплейсам также запретят создавать преимущества для реализации собственных торговых марок по сравнению с продукцией других продавцов. В числе других ограничений — проведение акций без согласия партнёров, взимание более 10% за услуги, запрет деятельности контрагентов на других площадках.
Все маркетплейсы обяжут:
- проверять документы и профиль контрагентов при заключении договора,
- явно и понятно излагать условия сотрудничества в договоре,
- размещать форму соглашения на своём сайте,
- не публиковать информацию о товарах, оборот которых запрещён или ограничен в России.
Как ожидается, законопроект вступит в силу с 1 марта 2025 года. Контролировать соблюдение требований, прописанных в документе, будет Федеральная антимонопольная служба (ФАС).
Ранее продавцы потребовали проверить маркетплейсы на навязывание условий. Общественники направили соответствующий запрос в ФАС.