Японский автомобильный бренд Subaru (принадлежит компании Fuji Heavy Industries) вышел на рынок в 1954 году. Начиная с того времени, компания долго и усердно выстраивала маркетинговую стратегию бренда, пока в 90-х годах все не изменилось. Sostav.ru приводит историю о том, как одна неудачная шутка маркетологов кардинально изменила маркетинговую стратегию бренда, опубликованную на Business Insider.
На дворе была середина 90-х, когда продажи машин Subaru начали падать. Для того, чтобы это изменить, американское подразделение начало производство нового автомобиля повышенной комфортности и наняло рекламное агентство, чтобы представить новинку общественности.
Новая реклама представляла спорткар, развивающий скорость до 140 миль/час (225,308 км/час) и слоганом: "Кому это надо в постоянных пробках, при цене бензина по 1.38 доллара за галлон и шоссе, полного патрульных?" Такой подход не оправдал ожиданий аудитории: ее мужская часть не поняла иронию.
После этого Subaru решила вернутся к старой стратегии и вместо того, чтобы напрямую конкурировать с такими производителями как Ford и Toyota, автопроизводитель сосредоточился на продвижении нишевых автомобилей, которые рассчитаны на прохождение труднопроходимых мест. В результате опросов, маркетологи выяснили, что идеальная целевая аудитория Subaru - лесбиянки. Они в 4 раза чаще покупали автомобили данной марки, мотивируя это тем, что им нравится их надежность, размер и даже название.
"Мы проводили исследования в таких городах, как Нортгемптон ( штат Массачусетс) и Портленд (штат Орегон). Мы поняли, что чаще всего, те женщины, которые покупали Subaru, были лесбиянками", - вспоминает бывший креативный директор автопроизводителя Тим Беннет.
"Этой аудитории нравилось, что машины Subaru удобны для путешествий, они были надежные и негромоздкие", - отметил Пол Поукс, который занимался опросом фокус-групп в компании.
Фото depositphotos
По итогам опросов, стратегия Subaru начала строиться вокруг пяти основных направлений, о которых говорили респонденты. Например, для медицинских работников рекламная кампания строилась на том, что на Subaru они могут доехать к пациентам в любую погоду. Путешественникам товар продвигали, как автомобиль, который имел отличную проходимость на любой местности. Лесбиянкам Subaru преподносили как транспортное средство, соответствующее их активному и в то же время сдержанному образу жизни.
Тем не менее, маркетологи Subaru все-таки столкнулись тогда с определенными трудностями. "Представители ЛГБТ-сообщества тогда были вне культурного веяния. Это был 1996 год, когда администрация Клинтона придумала слоган "Не спрашивай, не говори", закрывая вопрос гомосексуализма в армии. В тот же год Конгресс США продвинул закон о защите брака", - отметил Беннет.
Позже поп-культура стала более открыта по отношению к гомосексуалистам: появился сериал "Уил и Грейс", Эллен Дедженерес запустила свое шоу. После этого многие корпорации решились на запуск рекламных кампаний, показывающих свое расположение к людям с нетрадиционной ориентацией.
Когда директор по маркетингу Subaru Тим Махони предложил тогда японскому руководству компании сделать рекламу авто геи-ориентированной, многие из них сначала полезли в словарь искать значение слова "гей". После изучения, они приняли такую идею с энтузиазмом. К 1996 году реклама, созданная агентством Mulryan / Nash, появилась в СМИ.
В ответ на провокационную кампанию Subaru начали получать письма от обеспокоенных клиентов, которые обвиняли компанию в пропаганде гомосексуализма. Почти все клиенты, отправившие гневные отзывы о рекламе автопроизводителя, заявляли о том, что больше никогда не будут покупать их машины. Вскоре маркетинговая группа обнаружила, что ни один из сторонников бойкота никогда и не покупал машины Subaru.
Для первой рекламы Subaru агентство Mulryan/Nash наняло женщин, которые бы изображали пары. Такая реклама вызвала негативную реакцию со стороны уже лесбийской аудитории.
Заслужить расположение со стороны представительниц ЛГБТ-сообщества Subaru помогла рекламная кампания с изображением автомобилей с номерными знаками "Зена"(популярный сериал в середине 90-х) или "P-Town" (сокращенное название города в штате Массачусетс, считающийся центром богемной жизни). Большинство принтов выпускались под двусмысленным слоганом: "Выходи. И оставайся снаружи" (Get out. And stay out). "Каждый год мы узнавали больше о нашей аудитории. Оказалось, что им очень нравилась игра слов", - вспоминает креативный директор рекламного агентства Джон Нэш.
Успех Subaru позже заметили и в Volkswagen. Рекламный ролик, ориентированный на гомосексуальных клиентов вышел в 1997 году в ситкоме "Эллен".
Тем не менее, гомоориентированная маркетинговая кампания Subaru завоевывала большую популярность. Японский автопроизводитель не скрывал своей поддержки гей-меньшинств в отличие от Volkswagen. После запуска кампании, ориентированную на лесбиянок продажи Subaru начали расти. В результате головной компании автопроизводителя пришлось провести ринейминг и также выступать под брендом Subaru. По итогам 2010 года только Tesla удавалось наращивать выручку быстрее.
Чтобы улучшить показатели компании еще больше, Subaru решили выпустить так называемую "Радужную карту" для своих клиентов. Карта предоставляла дисконт представителям ЛГБТ-сообщества. Этот же проект поддерживался Visa и British Airways.
Не секрет, что Subaru не была первой компанией, которая стремилась стать привлекательной для гомосексуалистов, но ,тем не менее, она оказалась первой крупной компанией в США, которая сделала это грамотно. Почти все рекламные проекты автопроизводителя обсуждались в таких изданиях, как New York Times,Washington Post и других. К 2000-м благодаря компании маркетологи называли аудиторию геев и лесбиянок "идеальными потребителями" и "неизученным рынком".