За последний год многие привычные рекламные форматы стали недоступны российским рекламодателям. Большая доля аудитории из запрещенных соцсетей мигрировала в Telegram или «ВКонтакте». Поэтому все большую популярность среди компаний набирают посевы в этих социальных сетях. На что обращать внимание, и так ли хорош этот инструмент — рассказывает Александра Шмыкова, старший медиа-менеджер агентства Resonance (входит в Группу компаний MGCom).
Ландшафт рынка социальных медиа в России серьезно изменился: наступила эра развития пабликов в Telegram. К концу 2022 года мессенджер показал рекордный прирост числа авторов: +144% (по данным Brand Analytics, октябрь 2021 vs октябрь 2022). В сети «ВКонтакте» прирост количества авторов составил 17%, но по численности авторов ВК стал крупнейшим соцмедиа в России, опередив лидера последних лет Instagram (запрещённая в России соцсеть; принадлежит Meta, которая признана экстремистской и террористической организацией в России).
Тренды в контенте те же, что и в количестве авторов: рост числа сообщений наблюдается только у Telegram и «ВКонтакте». Причем у Telegram он рекордный — на 159%. По объему контента Telegram обходит «ВКонтакте», рассказывают в исследовании Brand Analytics.
В последний год набирает популярность формат посевов внутри «ВКонтакте» и Telegram. Особенно эффективным он стал во второй соцсети и хорошо работает как на охват, так и на лидогенерацию. В прошлом году Telegram впервые обогнал WhatsApp по количеству трафика: «МегаФон» среди абонентов зафиксировал увеличение трафика в мессенджере Дурова с 48% до 63%. Билайн также сообщил, что Telegram — лидер по объему трафика: его в 15 раз больше, чем в WhatsApp.
На что в первую очередь обращать внимание при посевах
Посевы — рекламные сообщения, которые рекламодатели размещают в группах, сообществах или на страницах у блогеров на платной или бартерной основе. Их хорошо использовать для повышения охвата, роста знания и лидогенерации.
Первое, на что мы обращаем внимание, — коэффициент вовлеченности и реакция аудитории на посты. Хорошим показателем считается коэффициент не менее 15% от количества подписчиков. К сожалению, сейчас ни один из сервисов аналитики Telegram — ни TGstat, ни Telemetr — не считает этот показатель автоматически (зато с их помощью можно узнать количество репостов). Эти данные доступны только администраторам канала или собираются при ручном подсчете.
Другие важные метрики: охват и CPU (цена за привлеченного пользователя), на которую сейчас ориентируются многие рекламодатели. Это верная тактика, но всегда нужно отталкиваться от количества подписчиков и охватов: миллионный канал с охватом постов в 5 тыс. пользователей часто оказывается менее выгодным, чем небольшой канал с активной и вовлеченной аудиторией.
Последний, но немаловажный показатель — отсутствие накрутки. Мы уверены, что все и так об этом знают, но не можем не напомнить. Определить накрутку можно несколькими способами:
- проанализировать соотношение просмотров и подписчиков. Если одно намного больше другого, то, скорее всего, присутствовала накрутка;
- неравномерная статистика охвата постов. Если на один из постов приходится в разы больше просмотров, скорей всего это накрутка (исключение составляет вирусный контент);
- резкий рост числа подписчиков, а затем резкое падение (лучше всего отслеживать на графиках).
Подбор каналов для посевов
Для поиска сообществ используют как ручной, так и автоматизированный способ. Автоматизированный способ — выбор каналов на специализированных платформах, например, Telega.in. В них собраны уже проверенные вручную каналы и боты, в которых реклама размещается непосредственно через сервис. Поиск удобнее всего делать по тематике и фильтровать/отсеивать по показателям и ЦА. В автоматизированной схеме контролирует выход посевов сама платформа. Использование таких инструментов ускоряет работу, но их существенные минусы — ограниченный пул каналов для работы и комиссия за использование.
Ручной способ — это ввод по поиску в Telegram: по ключевым словам, названию паблика, поиск по городу, тематикам. Но после нахождения паблика обязательно нужно проверить, подходит ли он по ЦА и показателям. Иногда бывает полезным просмотр комментариев, так как там могут тоже поделиться другими каналами.
В нашей работе мы постоянно комбинируем эти методы: для анализа статистики каналов используем вспомогательные инструменты (TGstat, Telemetr и другие), а рекламу размещаем по прямой договоренности с администраторами каналов.
Какое место у посевов среди каналов рекламных кампаний
Посевы, особенно в Telegram, хорошо работают на читающую аудиторию. Текстовый контент наиболее востребован у аудитории TG. Видео- и аудиоформаты, так популярные в других социальных сетях, до сих пор набирают на порядок меньше просмотров и реакций.
Использовать посевы как основной инструмент рекламного продвижения все еще неэффективно, но они хорошо работают как дополнительный формат поддержки основного канала коммуникации. Например, в наших кампаниях хороший результат показывает комбинация таргетированной рекламы TG Ads и посевов.
С помощью таргетированной рекламы в TG Ads мы наращиваем охваты аудитории и формируем у нее знание о продукте. Этот канал позволяет догонять пользователя несколько раз и передавать короткое, но емкое сообщение. С помощью посевов развиваем коммуникацию с пользователем, помогаем ему «провалиться» глубже в продукт в удобном формате, подбирая под каждый паблик подходящие tone of voice и формат рассказа. При распределении бюджета между каналами каждая кампания рассматривается отдельно, но в целом мы рекомендуем клиентам распределять бюджет в следующем соотношении: 30% выделять на TG Ads и 70% — на посевы.
И хоть посевы по своей сути — это те же рекламные посты, стоит максимально избегать «рекламной» подачи материала: каждое такое размещение максимально адаптировать под контент блогера или канала, где вы хотите разместить свою рекламу.
Чем посев отличается от рекламы в Telegram Ads
И посевы в Telegram, и реклама через Telegram Ads — рекламные посты. На что мы обращаем внимание, выбирая тот или иной канал?
- У посевов ниже порог входа по бюджету.
- Посевы позволяют корректировать текст под каждый выбранный канал, чтобы органичнее встраиваться в контент, а также подробнее рассказывать про свой продукт.
- Посевы позволяют точечно провести коммуникацию со своей ЦА, выбирая только наиболее релевантные и подходящие каналы пабликов и блогеров. Чтобы уйти от ручного подбора таких каналов, внутри Resonance разработали скоринговую модель, которая автоматизирует этот процесс и ускоряет подбор.
При этом Telegram Ads обладает рядом существенных преимуществ:
- реклама в этом канале практически полностью автоматизирована;
- позволяет построить охватную кампанию на широкую аудиторию и помогает растить знание о продукте;
- скорость запуска кампании. С помощью Telegram Ads запустить рекламную кампанию можно фактически за один день.
Подробнее о том, как улучшить свои РК в TG Ads, можно почитать в кейсе у наших коллег из MGCom.