Развивать собственный канал «Переводчик с бухгалтерского» кандидат экономических наук Алексей Иванов начал случайно: увидел канал о финансах, посты в котором написаны человеческим языком, и решил попробовать сделать то же самое — но про бухгалтерию. Сейчас с его помощью автор помогает продавать продукты интернет-бухгалтерии «Мое дело». Как за четыре года канал завоевал более 50 тыс. подписчиков и помогает продавать продукт компании, Алексей Иванов рассказал Sostav.
Более широкая «бухгалтерия»
После многолетнего преподавания в вузе Иванову хотелось показать предпринимателям, что бухгалтерия гораздо шире, интереснее и глубже «оптимизации налогов». Поэтому в 2018 году он запустил собственный канал в Telegram. Он намеревался написать книгу о бухгалтерском учете и анализе, но так, чтобы она была простой и понятной. Планомерное создание постов могло в этом помочь — их можно собрать и «упаковать» под одну обложку. Книга «Бухгалтерия для небухгалтеров» в итоге вышла в 2022 году.
Многие под «бухгалтерией» понимают взаимодействие с налоговой службой, но это далеко не основная задача бухгалтера. Самое важное — давать цифры для обоснования управленческих решений, работать не для налоговой, а для развития бизнеса. Большинство каналов не рассказывают о том, как заточить ее под бизнес, поэтому Иванову удалось почти сразу отстроиться от конкурентов.
Аудитория
Поначалу Иванов рассчитывал, что с помощью канала предприниматели будут лучше разбираться с бухгалтерией. Но позже в ходе опросов выяснилось, что более 50% читателей сами бухгалтеры. Бухгалтеры — это огромная ниша, и согласно данным «Высшей школы экономики», в России 2,8 млн человек официально работают бухгалтерами, еще около 543 тысяч — неофициально. Поэтому аудитория из бухгалтеров была на руку.
Часто бухгалтерам некогда разобраться в изменениях в законодательстве, практическом применении нововведений. Они приходят почитать о том, как решить сложные бухгалтерские вопросы, а потом узнают о новых продуктах, которые помогают лучше разбираться в изменениях на рынке и в законодательстве.
Поддержка бренда компании
Два года назад в компании «Моё дело» раз в месяц Иванов начал проводить вебинары для бухгалтеров. С их помощью решили продавать продукт «Моё дело Бюро». Это справочно-правовая система для бухгалтеров, юристов и кадровиков.
В канале Иванов анонсирует свои вебинары по конкретным проблемам учета. С вебинаров продается продукт: открывается бесплатный доступ к нему на ограниченное время, бухгалтеры могут посмотреть вебинары и воспользоваться системой, оценить, как она работает. Там же есть хранилище всех отснятых вебинаров.
Производство контента
Контент автор создавал и продолжает создавать в одиночку. Также он сам разобрался с закупкой рекламы и взаимопиаром.
Написание одного осмысленного поста с нуля занимает два-три часа. Объемную тему нужно объяснить простым языком и уложить все мысли в четыре тыс. знаков. Важно выпускать посты регулярно, а потому процесс нужно оптимизировать.
Когда канал набрал 10 тыс. подписчиков, появились запросы на рекламу. Сейчас у него один-два рекламных поста в неделю. Нельзя было сбавлять темп выпуска постов, чтобы канал не утонул в рекламе. С другой стороны, не было возможности тратить два-три часа каждый день на подготовку материалов.
Поэтому было решено запустить опросы. Иванов проводит их по понедельникам и, таким образом, решает сразу две задачи: изучает свою аудиторию и не тратит на создание поста много времени. Из ответов подписчиков часто видно, какую тему нужно раскрыть подробнее или какой из постов прошлых лет «подсветить» еще раз — новые подписчики не погружены в ту или иную проблему.
Также опросы приносят инсайты. Например, автору всегда казалось, что бухгалтеры прохладно относятся к работе в аутсорсинговых компаниях: бизнес, предоставляющий такие услуги, как будто «отбирает их хлеб». Оказалось, это не так: более половины опрошенных позитивно отзывались об опыте работы в аутсорсинге.
Вторым шагом стали тесты. В Telegram для этого нет достаточного функционала, поэтому автор заливает тест на стороннюю площадку и даёт ссылку. Так удалось собрать серию тестов на тему «Понимаете ли вы бухгалтерские термины?».
Хештеги. Сейчас таких разделов 11: «#словарик» — бухгалтерские понятия в переводе на русский, «#анализируйэто» — простым языком с примерами о пользе финанализа для предпринимателя, «#налоги» — как устроена налоговая система в целом и каждый налог в частности и другие.
Дайджесты. Примерно раз в месяц сбор в одном посте ссылки на тексты из одной рубрики канала. Так новые подписчики могут прочитать старые посты.
5 советов по продвижению Telegram-канала с нуля
Регулярно закупать рекламу. Эффективно искать каналы, отличные по тематике, но такие, в которых может обитать нужная аудитория. Как пример: все хотят подписчиков-предпринимателей, поэтому этот трафик редкий и дорогой. А вот женскую аудиторию можно зацепить в каналах про детей и ноготочки. Привлекать такую аудиторию дешевле, чем бороться за внимание предпринимателей.
Продавать дороже. То есть привлекать подписчиков дешевле, а продавать рекламу — дороже, искать неочевидные ниши для поиска новых подписчиков для себя. Цены на этом рынке постоянно растут: четыре года назад подписчики обходились в пять раз дешевле, чем сегодня. Это важно понимать, принимать и строить стратегию продвижения исходя из этого пункта.
Изучать свою аудиторию и не раздражать ее. Если речь идет об экспертном блоге, в Telegram контент должен быть посвящен этой теме. Любые отклонения, например, в сторону лайфстайла, будут провоцировать отписки.
Оптимизировать производство контента. Подумайте, какие темы можно развивать и использовать больше одного раза. Тесты, опросы, дайджесты — менее трудозатратны в производстве, чем серьезные текстовые посты, но подписчики их любят.
Использовать сервисы аналитики каналов перед закупкой рекламы. Иначе можно заполучить армию ботов, от которых потом придется чистить канал. Либо деньги просто пропадут впустую — рекламу никто не увидит.