Искусственный интеллект — уже часть повседневной жизни: он помогает решать рабочие задачи, находить ответы на вопросы о мироустройстве, веселиться и даже укреплять социальные связи. GigaChat бот в «VK Мессенджере» cгенерировал поздравления к 14 февраля и 8 Марта, которыми можно было делиться с друзьями и близкими. Подробнее о проекте Sostav рассказали его представители.
Что было раньше
GigaChat — это нейросетевая модель от «Сбера». Чат-бот сервиса начал работать в «VK Мессенджере» в октябре 2023 года и с тех пор поддерживает все её возможности: здесь можно задать интересующий вопрос, попросить сочинить текст, нарисовать картинку или написать код на Python.
Бот перенаправляет запросы на сервера GigaChat, а затем возвращает ответы от сервиса в переписку. За создание картинок отвечает другая нейросеть «Сбера» — Kandinsky. Чтобы использовать чат-бот, достаточно иметь профиль «ВКонтакте»: нигде не нужно регистрироваться дополнительно.
Цели и задачи проекта
Приближение международных, семейных или профессиональных праздников ставит перед многими людьми нетривиальную задачу: придумать оригинальное, яркое и красивое поздравление близким. Команды «VK Мессенджера» и GigaChat решили помочь пользователям справиться с этой проблемой и добавили в чат-бот функцию генерации персональных открыток. Учитывали и контекст: «ВКонтакте» является основным источником знаний о днях рождения друзей и каналом поздравлений с другими праздниками.
Задачи «VK Мессенджера»
- Протестировать применение ИИ-механик для вовлечения аудитории.
- Протестировать социальные механики — возможности делиться с друзьями результатами творчества AI-сервиса.
Задачи GigaChat
- Повысить узнаваемость GigaChat.
- Увеличить активность аудитории.
- Привлечь новых пользователей.
Фарит Хуснояров, вице-президент VK, глава «VK Мессенджера»:
Партнёрство помогает каждой из сторон проявить свои сильные черты. GigaChat даёт возможность людям освоить современные технологии и познакомиться с искусственным интеллектом — а «ВКонтакте» как социальная платформа и место для общения позволяет делиться креативами с друзьями. Такая синергия активизирует аудиторию обоих сервисов и позволяет снизить порог входа для пользования генеративными моделями.
Идея и реализация проекта
Сперва в чат-боте можно было создавать поздравления ко Дню всех влюблённых. Для этого нужно было указать пол или имя получателя, а также выбрать его или её увлечения: например, спорт, видеоигры, животные, аниме или путешествия — или прописать нужный вариант вручную. Чтобы отправить открытку, было достаточно нажать на кнопку прямо в чате и выбрать получателя — никаких лишних действий. За отправку поздравлений отвечает специальное мини-приложение «ВКонтакте»: оно помогает сортировать список друзей и показывать в первую очередь тех собеседников, с кем в последнее время была самая активная переписка.
Активация на 14 февраля показала высокие результаты, поэтому команды решили продолжить проект — и обновить чат-бот к 8 Марта. В честь праздника здесь можно было выбрать, кто получит поздравление: мама, бабушка, девушка, сестра или учительница, — а также определиться с «цветочным гороскопом» получательницы. Результатом также становилась открытка с текстом.
Открытку на 8 Марта можно было отправить 10 друзьям, а также пользователям не только «ВКонтакте», но и других соцсетей и мессенджеров.
Екатерина Пинчук, директор по продукту GigaChat B2C:
AI-сервисы, подобные GigaChat, становятся все более популярными и полезными в нашем мире, но многие люди до сих пор не полностью осознают их потенциал и преимущества. Некоторые пользователи испытывают трудности не только с составлением запроса (промпта), но и с поиском подходящей темы для обращения к модели. Эта механика создания открыток с упрощенной геймифицированной логикой работы была разработана специально для того, чтобы наглядно продемонстрировать преимущества использования GigaChat в повседневной жизни. Наша цель — сделать технологии доступными и понятными для всех пользователей.
Что делала команда GigaChat
- Продумывала структуру чат-бота.
- Создала продукт открытки как отдельный флоу для клиента.
- Настраивала генеративные алгоритмы сервиса.
- Занималась поддержкой чат-бота, распределением нагрузки на сервера со своей стороны.
Что делала команда «ВКонтакте»
- Составляла карту пути пользователя.
- Создала мини-приложение, чтобы пользователям было удобно выбирать получателей открыток.
- Помогла подготовить первое сообщение, чтобы вовлечь пользователей и мотивировать их продолжить диалог.
- Занималась продвижением проекта во «ВКонтакте» — настроила показ историй с подробным онбордингом, который вовлекал пользователей в создание открыток.
В итоге у пользователей было три точки входа в чат-бот: можно было увидеть историю с описанием механики в списке своих чатов в «VK Мессенджере», получить открытку от друзей и перейти по ссылке или найти чат-бот в сообществе GigaChat «ВКонтакте».
Результаты проекта
• 1,4 млн уникальных пользователей создали открытки через чат-бот.
• 2 млн открыток создали пользователи.
• 78% — конверсия переходов в чат-бот из историй, которые отображались в «VK Мессенджере».
• 86% достигла конверсия переходов в чат-бот из отправленных открыток.
• 30 дней заняла первичная подготовка проекта, 23 дня — отладка чат-бота между Днём всех влюблённых и 8 Марта.
Фарит Хуснояров, вице-президент VK, глава «VK Мессенджера»:
Проект превзошёл наши ожидания. Сперва мы думали, что открытки ко Дню всех влюблённых привлекут 150 тыс. пользователей — тогда как результат составил более 400 тыс. пользователей. Тогда к 8 Марта мы поставили себе более высокую планку — миллион пользователей, и смогли привлечь даже больше.
Чат-бот продолжает жить и работать внутри «VK Мессенджера»: сейчас там можно сгенерировать поздравление ко Дню рождения, создать открытку, чтобы признаться в своих чувствах, или подготовить пожелание на любой повод. Также чат-бот помогает провести AI-медитацию — для этого нужно рассказать о своих чувствах в моменте, описать желаемый результат и выбрать звук. А чтобы развлечь друзей, можно добавить чат-бот в групповой диалог: тогда общаться с нейросетью смогут сразу все участники переписки.
Чат-боты с AI стали неотъемлемой частью жизни. Они помогают во всём — от простых бытовых дел до сложных рабочих задач. Теперь они не просто инструменты для общения, но и настоящие друзья, которые всегда поддержат беседой и помогут советом. Генеративный искусственный интеллект сулит огромное будущее — а возможность интегрировать его в социальные платформы, такие как «ВКонтакте», помогают рассказать о его преимуществах максимально широкой аудитории.