Рынок продуктов для пользовательской кибербезопасности в России за год сократился на 61% по количеству продаж лицензий — до 195 тыс. В денежном выражении продажи упали также на 61%, до 268 млн руб. Единственная компания, на решения которой увеличился спрос — румынская Bitdefender, сообщает «Коммерсантъ» со ссылкой на данные крупной аналитической компании (официально не работает в России, но продолжает поставлять информацию участникам рынка) о продажах пользовательского программного обеспечения (ПО) для кибербезопасности (антивирусы и решения для сетевой безопасности Internet Security и Total Security).
Согласно данным исследования, доля лидера рынка — «Лаборатории Касперского» — выросла до 94% в штучном выражении против 80% годом ранее. Однако общее число проданных лицензий компании снизилось на 54%. Продажи в штуках и деньгах словацкой Eset упали почти на 100%, а у российской Dr.Web («Доктор Веб») — на 14% и 25% соответственно. Чешская Avast сократила продажи на 92% в штуках и на 83% в деньгах. При этом Eset и Avast официально ушли из России в прошлом году.
Bitdefender — подразделение румынской SoftWin, разработчик антивирусов, файрволов и спам-фильтров — показал рост в 1,5 раза в штучном и денежном выражении. Основной спрос на решения компании аналитики зафиксировали весной 2023 года (апрель—май). В прошлом году разработчики Bitdefender также сообщали, что приостанавливают деятельность в России.
В «Лаборатории Касперского» утверждают, что за первые пять месяцев 2023 года продажи продуктов для частных пользователей увеличились более чем на 10% год к году.
«Это связано с импортозамещением, а также с нашим пересмотром подхода к предоставлению кибербезопасности в начале года», — уточнили изданию в компании. Сейчас разработчик предлагает частным пользователям цифровую защиту в формате единого решения.
Эксперты, опрошенные «Ъ», объясняют падение спроса на ПО для кибербезопасности сокращением покупательной способности россиян и ростом установки пиратских копий Windows, пользователи которой формировали основной спрос на официальные антивирусы.
Ранее «Ведомости» со ссылкой на подсчёты Wildberries, «М.Видео-Эльдорадо» и Ozon сообщали, что продажи российского софта в потребительском сегменте оказались в 2,5−6 раз выше в первые пять месяцев текущего года по сравнению с аналогичным периодом годом ранее. Лидерами продаж стали операционные системы «Ред ОС» и Uncom OS, пакет офисных приложений «Р7-офис», а также антивирусы Kaspersky и Dr.Web.