Число пиратских ресурсов с русскоязычным видеоконтентом растет опережающими темпами. За первое полугодие было обнаружено более 60 тыс. новых доменов, тогда как за весь 2023 год — 80 тыс. Такие данные приводит компания F.A.С.С.T. (ранее Group-IB), их публикует «Коммерсантъ».
По данным аналитиков, трафик поисковых запросов на пиратские порталы снизился на 7,9%, объем рынка онлайн-пиратства за январь-июнь также сократился — на 9,5%, до $19 млн. Наибольшую долю контента на пиратских сайтах занимают зарубежные фильмы — 72%.
Легальные участники рынка отмечают, что российские сервисы активно борются с пиратством в рамках меморандума, подписанного поисковиками и правообладателями («Яндекс», ВГТРК, ГПМХ, «Первый канал» и другие) в 2018 году. Но меры не всегда эффективны, так как ссылки на пиратские ресурсы часто распространяются через Google и не блокируются.
Сокращение числа поисковых запросов на пиратские сайты связано с тем, что пользователи стали больше использовать легальные онлайн-кинотеатры, считает ведущий аналитик департамента Digital Risk Protection F.A.С.С.T. Евгений Егоров.
В Kion отметили, что доля зарубежного контента на пиратских ресурсах связана с уходом иностранных правообладателей с российского рынка: «Мейджоры перестали защищать свой контент, прекратилась пессимизация пиратских ресурсов в рунете, российские же правообладатели ведут постоянную работу в рамках антипиратского меморандума».
Компании вынуждены обращаться в суды для защиты своих авторских прав, вместо того чтобы решать вопрос через блокировки. Например, только в августе иски в Мосгорсуд подали ООО «Иви.ру», АО «ТНТ-Телесеть», ООО «Централ Партнершип Сейлз Хаус», ООО «Телеканал ТВ3» и ООО «Премьер». Ответчиком в большинстве случаев стала компания Cloudflare Inc., которая продолжает работать в России.
Отечественные провайдеры, в отличие от зарубежных, оперативно реагируют на сообщения о нарушениях авторских прав и блокируют доступ к ресурсам до удаления контента, утверждает неназванный топ-менеджер одного из департаментов по борьбе с пиратским контентом в крупном медиахолдинге.
В «Кинопоиске» переадресовали запрос к «Поиску» «Яндекса». Там подчеркнули, что за прошлый год удалил 88,3 млн ссылок по запросам правообладателей. В Okko сообщили, что во втором полугодии особое внимание уделят защите фильма «Сто лет тому вперед», оригинальным художественным и документальным сериалам, а также эксклюзивным трансляциям Лиги чемпионов, Лиги Европы и Лиги 1.
Напомним, по подсчетам аналитиков TelecomDaily, за первые шесть месяцев 2024 года выручка российских онлайн-кинотеатров от подписки и рекламы выросла почти на 42% год к году, до 52 млрд руб.