На данный момент российским кинотеатрам по-прежнему не хватает качественного контента, а к фильмам дружественных стран зритель оказался равнодушен, рассказали Sostav эксперты рынка кинотеатров. При этом доля российских кинокартин растёт, но пока не достигает и половины от всех фильмов, которые выходят на большие экраны. Чтобы выйти на достаточный уровень импортозамещения, локальным производителям потребуется не менее трёх лет — при условии, что качество работ повысится.
Объём рынка кинопроката в России просел на 74% при сопоставлении лета допандемийного 2019 года к лету 2022 года, подсчитали в Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК). В сети кинотеатров «Люмен» падение оценили в 65−70%. Фильмам из дружественных стран не удалось привлечь внимание россиян на достаточном уровне.
По словам члена совета АВК и главы представительства исследовательской компании ComScore в России Романа Исаева, картины из Китая и Индии заинтересовали только выходцев из этих стран в России — международная перспектива у таких фильмов слабая, так как они непонятны россиянам, в отличие от голливудских картин.
Индийский боевик «RRR: Рядом ревёт революция», который собрал в США более $13 млн, не принёс заметных сборов в России. В Северной Америке картина была популярна за счёт многочисленной диаспоры выходцев из Индии и соседних регионов, отметил Павел Поникаровский, совладелец «Люмен».
Что касается других дружественных стран, чьё кино предлагали к показу в России, включая Бразилию и Мексику, уровень развития кинематографа там находится на низком уровне, указал Исаев. А самих картин попросту мало, поэтому всплеска интереса к ним не наблюдается, отметил эксперт.
Российский контент пока тоже не спасает кинопрокат. В АВК пояснили, что доля отечественных фильмов в общих сборах кинотеатров плавающая: с выходом американских и европейских фильмов (от тех правообладателей, которые не запретили показ своих картин в РФ) их доля сборов растёт, затем выходят российские фильмы, и это соотношение меняется. В сети кинотеатров «Каро» Sostav заявили, что в этом году нарастили долю российских фильмов: до начала спецоперации она составляла около 20%, сейчас показатель достигает в среднем 34%.
Полноценное импортозамещение возможно в обозримой перспективе, считает Исаев: при наличии качественных российских фильмов их доля от всех сборов кинотеатров сможет достичь 51% в ближайшие три года. Такая ситуация сейчас на рынке Турции — при этом в стране отсутствуют запреты на показы голливудских фильмов, так что показатель достигнут честной конкуренцией, подчёркивает эксперт.
Сейчас для выживания российским киносетям всё ещё нужны голливудские фильмы: они универсальны, их звёзды знакомы зрителям, в отличие от восточных знаменитостей. Поэтому законопроект о «принудительном лицензировании» зарубежных картин важен для рынка — если его примут, ситуация действительно изменится, отмечает член АВК.
Автор инициативы Дмитрий Кузнецов принял решение переработать законопроект. Если в прежней версии получить через суд лицензию на аудиовизуальное произведение могла любая компания, то в новой редакции такая возможность будет только у офлайн-кинотеатров, прокомментировал Кузнецов в разговоре с Sostav.