Современный мир движется на больших скоростях, много даёт, но и много и спрашивает. Время требует быть гибкими и адаптивным, при этом оставаясь честными с собой и миром. Хорошо, если человек по природе наделен теми чертами и навыками, которые помогают ему легко приспосабливаться к новой реальности. А как быть людям более тонким, замедленным, созерцающим и созидающим? Как быть молодым деятелям креативных и творческих индустрий, когда следование трендам порой противоречит их душевной организации и напрямую влияет на то, что они создают? Ответ на этот вопрос искали вместе представители современного искуства, музыкальной и модной индустрий — участники и эксперты образовательного заезда «Арт-маркет», который прошел на площадке арт-кластера «Таврида» в Крыму.
О грани между самостью и бизнесом
С 15 по 21 июля бухте Капсель собрались 406 молодых профи и 90 опытных экспертов. В течение недели в трёх арт-школах молодые дизайнеры и специалисты фешен-индустрии, художники, арт-менеджеры и кураторы, музыканты, сонграйтеры и саунд-продюсеры исследовали и развивали свои направления в рамках современного культурного кода России и искали способы коллабораций для создания актуальных объектов новой визуальной и музыкальной культуры. На площадке собрались молодые профи, которые уже достаточно хороши в своей деятельности. Перед ними стояла важная задача — научиться коммерциализировать свой талант: выйти на рынок, занять свою нишу, перевести творчество в бизнес, но при этом сохранить в себе художника, раскрыть и реализовать свой творческий потенциал.
Сергей Першин, руководитель арт-кластера «Таврида»:
Программа заездов собрана таким образом, что наши участники работают не только над развитием профессиональных компетенций. Большое внимание мы уделяем возможности коммерциализации и продвижения своего творчества. К нам приезжают эксперты, которые собственным опытом рисуют путь от идеи до прибыльного бизнеса. Этот навык очень нужен молодым профессионалам творческих и креативных индустрий, а их предпринимательская инициатива необходима экономике страны.
«У тех людей, которые не являются практиками модной сферы, много иллюзий. Наша задача — часть этих иллюзий рассеять, но при этом не погасить творческую искру, — отмечает Антон Копылов, PR и маркетинг-директор бренда Chapurin, эксперт «Тавриды» в направлении «Индустрия моды». — Здесь есть баланс, мода — это не только про творчество, но ещё и про бизнес, и нельзя допустить крена ни в одну, ни в другую сторону. Да, мы занимается творчеством, создаем классные идеи и продукты, но мы стараемся упаковать это всё в коммерческую упаковку, потому что, как ни крути, мы занимаемся большим крутым бизнесом».
Тезис, к которому единогласно пришли все спикеры площадки: творчество — это больше, чем просто средство самовыражения. Если человек выбирает творчество своей профессией и делом жизни, для успеха и той же самореализации ему необходимо научиться видеть в нем ремесло, бизнес, который требует дополнительных знаний и навыков, вокруг которого можно выстраивать команду и даже целую инфраструктуру. А вот обретение баланса между этими категориями — задача, которую каждый художник должен решить внутри себя. Кто-то выступает за превосходство творческого самовыражения над коммерческим интересом.
Олег Доу, художник, фотограф:
В каком-то смысле, выбирая путь быть художником, надо понимать, что быть признанным — значит быть понятным многим, попасть в тренд. Но также для художника важна его «самость». Если говорить о визуальном художнике, то это уникальный визуальный стиль. Вот чтобы его выработать, нужно иметь упорство и стойкость не поддаться давлению толпы. Это нужно сбалансировать, потому что если ты будешь слишком угождать, то не сделаешь ничего интересного. Может быть, ты выстрелишь, а пройдёт два-три года, и про тебя забудут. Я знаю много таких примеров среди своих коллег, которым я сначала очень завидовал, потому что их принимали. А на самом деле, с точки зрения перспективы, важно выстраивать свою точку зрения.
Есть и другой взгляд, когда творчество переходит в категорию проектного восприятия, и его коммерческая составляющая начинает превалировать.
Алексей Сергиенко, художник, предприниматель, галерист и эксперт «Тавриды» в направлении «Современное искусство»:
Каждый проект должен обладать как минимум пятью признаками: польза для людей, оригинальность идеи, желание автора самому стать участником этого проекта, возможность масштабирования и финансовая прибыль. Если проект денег не приносит, я его не делаю, потому что, во-первых, я живу на эти деньги, во-вторых, эти средства — инструмент для реализации следующего проекта. Но и вообще масштаб жизни во многом определяется деньгами.
Эксперт «Тавриды» в направлении «Современная музыка» Нани Ева, автор тренингов по раскрытию творческого потенциала через написание песен, предлагает на весь творческий проект смотреть через призму искусства, так как бизнесовая подготовка уже практически «вшита» в то, чем занимается каждый человек в медиапространстве, например, в социальных сетях, а технический прогресс позволяет делать продакшен нажатием кнопки. «Мне кажется, что в музыкальной сфере сейчас больше акцент в сторону творчества, — говорит Нани Ева. — Главный критерий хита в любой сфере культуры и искусства — произведение должно цеплять, заражать своими идеями. То, насколько музыка продаваема, можно оценить с точки зрения трендов. Легко продается модная музыка, та, которая узнаётся и на которую легко реагирует публика. Эту стратегию сейчас выбирают многие, так как в ней меньше рисков. Но тут есть один момент — если творец заходит через тренды, вряд ли у него будет большой потенциал, чтобы сделать уникальный продукт, масштабировать его и стать монополистом в своей нише. Другая сторона — творческий подход, в котором художник должен решить свою внутреннюю задачу, преодолеть что-то внутри себя, тогда песня становится ответом на внутренний запрос. При выборе такого пути вероятность успеха меньше, но если прийти к успеху, то шансов его масштабировать больше».
Сложности = возможности, или Время молодых творцов
События последних лет качнули все сферы — в креативных и творческих индустриях большие изменения и рокировки. Если даже многие крупные, опытные деятели не смогли удержать позиции и оказались в кризисе, значит ли это, что для молодых профи, которые только начинают свой путь, вообще нет места на олимпе? Или, наоборот, освободившиеся ниши — это поле возможностей, которое только и ждет, пока новые люди начнуть сеять в него свои семена?
На модном рынке, где события последних месяцев поменяли все условия игры, закономерно возникает вопрос: насколько вообще сейчас востребованы дизайнеры, стилисты? Эксперт «Тавриды» в направлении «Индустрия моды», телерадиоведущий Владислав Лисовец, отвечая на этот вопрос, прогнозирует, что через некоторое время будет совсем мало одежды для съёмок.
Владислав Лисовец, эксперт «Тавриды» в направлении «Индустрия моды», телерадиоведущий:
Раньше стилисты шли в магазин и брали под гарантийное письмо одежду известных западных брендов. Сегодня это сделать гораздо сложнее: запретов много, одежды мало, и вряд ли её кто-то даст на съёмки. Следовательно, тем стилистам, которые снимают, нужно где-то брать вещи, чтобы из чего-то создавать материал. Поэтому для молодых дизайнеров, которые занимаются одеждой, наступает самое время «выстрелить», заявить о себе и оказаться в модном журнале.
Размышляя о том, как быть молодым дизайнерам в ситуации, когда происходящие события внесли свои коррективы и вызвали такие сложности для ведения бизнеса, что даже опытные деятели индустрии не могут удержать позиции, Игорь Чапурин, дизайнер, основатель бренда Chapurin и эксперт «Тавриды» в направлении «Индустрия моды», отметил: «Любые катаклизмы — это ветер мощной силы, который, как правило, прежде всего сносит большие объекты. Поэтому нам сложнее — у нас определённые объёмы пространств, с которыми мы работаем, большие команды и большая ответственность. Когда дизайнер только начинает карьеру и его бизнес не большой, ему проще лавировать, так как он обладает маневренностью маленькой лодочки. Так что у молодых ребят, наоборот, сейчас очень много стратегических новшеств, которые они сами должны придумать, и в них жить». Что же делать молодым профи, которые хотят и в творческом мире заявить о себе, и в социальном контексте быть успешными, реализованными и финансово независимыми? Рецепт успеха в модной индустрии, по мнению Игоря Чапурина, прост.
Игорь Чапурин, дизайнер, основатель бренда Chapurin и эксперт «Тавриды» в направлении «Индустрия моды»:
В моде нужно жить, нужно всё время находиться внутри процесса. Модная индустрия очень объемная, в ней много людей, и на каждого обращено пристальное внимание не только внешнего мира, но и команды. Для молодежи, думаю, прежде всего, важно трудолюбие, без него невозможно состояться в любой профессии, которая связана с дизайном. Человек реально должен постоянно творить, создавать, не лениться ни минуты. Молодым дизайнерам важно, чтобы они не щадили себя. Это та профессия, из которой нельзя выходить: важно 24 часа в сутки думать о ней, 24 часа работать и любить своё дело.
То же самое можно сказать и о любой другой сфере деятельности, ведь нельзя быть творцом наполовину, нельзя отдаваться процессу пять раз в неделю с 9 до 18. Творчество — это процесс непрерывный.
Искусство как драйвер развития регионов
Аудитория проекта «Таврида» охватывает всю России, поэтому эта площадка дает еще и хорошую возможность исследовать рынок креативных индустрий с точки зрения его региональности. Особенностью России всегда была её «столицецентричность» — когда всё самое крутое, современное, стильное сконцентрировано в Москве.
Юрий Омельченко, автор и ведущий медиапроекта «ARTпатруль», галерист, аукционист, арт-дилер и популяризатор современного искусства:
Искусство в регионах развивать сложно. С одной стороны, это закономерно — в крупных городах больше ресурсов, больше денег и больше людей, заинтересованных в приобретении предметов искусства. Но это не значит, что региональные художники не могут быть представлены на аукционах, скажем, в Москве или Санкт-Петербурге. Задача как раз в том, чтобы дать возможность и творцам, и организаторам из регионов заявить о себе на столичном рынке. Но, конечно, при заинтересованности и правильно выстроенной работе можно и в малых городах проводить аукционы.
Сегодня намечается новая тенденция: в регионах появляются креативные пространства, проявляются яркие личности и позиционирует себя именно как региональная команда. Например, один из проектов арт-кластера «Таврида» — федеральная сеть арт-резиденций — охватывает сегодня 25 регионов. И за каждой резиденцией стоят люди молодые, активные, творческие, готовые работать и для самореализации, и для того, чтобы сделать жизнь в своем родном городе лучше. Сама «Таврида» — пример того, как один проект может менять жизнь целого региона. За восемь лет своего существования арт-кластер стал настоящим драйвером развития Республики Крым. Сейчас в бухте Капсель около Судака строится Университет креативных индустрий — круглогодичный образовательный центр, где будут бесплатно повышать свои компетенции молодые профи со всей страны. Там же, в Крыму, создается туристско-образовательный кластер — крупнейший молодежный курорт страны, где можно будет совмещать образование, путешествия и отдых. И всё это вокруг одного творческого пространства. Польза для регионов очевидна: развитие и преобразование территорий, рост узнаваемости и привлекательности, развитие туризма, приток инвестиций и, возможно, самое главное — желание молодых профи оставаться жить в своих родных городах.
Дарья Андреева, участница «Тавриды» из Республики Башкортостан:
Когда-то, окончив колледж технологии и дизайна в Уфе, я подумала, что в регионе нет развития и самореализации, и уехала в Санкт-Петербург. Проучившись там полгода, я поняла, что в Уфе для меня были очень классные возможности и огромный выбор занятий, в сравнении с надуманной идеей, что где-то там в столице лучше. На самом деле, лучше у себя в регионе, потому что сам регион дает площадку для развития.
За время образовательного заезда «Арт-маркет» Дарья приняла участие в грантовом конкурсе и выиграла средства на создание «Швейного коворкинга». Так что теперь в её родном городе появится творческое пространство, оснащённое необходимым оборудованием и инструментами для шитья и фотозоной, на базе которого будут проходить обучающие курсы, занятия по основам кройки и шитья. Поработать в коворкинге и принять участие в мастер-классах сможет любой желающий.
Кислород, аспирин или драгоценность?
Что в 2022 году важно, чтобы добиться успеха? По мнению креативного менеджера проекта ArtRussia и эксперта «Тавриды» в направлении «Современное искусство» Ирины Черных, важно развивать искусство самопрезентации, то есть уметь представлять свои проекты и себя как художника разным представителям арт-рынка — коллекционерам, кураторам, галеристам, представителям госучереждений, к также непрофессионалам — посетителям выставок, которые тоже могут приобрести ваши работы.
Ирина Черных, креативный менеджер проекта ArtRussia и эксперт «Тавриды» в направлении «Современное искусство»:
Важно презентовать себя в соцсетях, причём очень активно вести их для того, чтобы наращивать подписчиков и охваты. У многих художников соцсети являются постоянно обновляемым портфолио. Надо участвовать в региональных и всероссийских фестивалях, ярмарках — крупные фестивали создают пространство, где одновременно сходится большое количество кураторов, галеристов, других художников. Это такой нетворкинг и очень хорошая возможность завести знакомства в своей профессиональной среде. Могут возникать интересные коллаборации.
Есть ещё один хороший метод, которым с участниками «Тавриды» поделилась эксперт по инвестированию, управлению, продажам, франчайзингу и развитию бизнеса в сфере моды Станислава Нажмитдинова, когда-то придумала преподавательница Гарвардской школы бизнеса Джанет Краус. Суть этого метода в том, чтобы любую идею проверять на вопрос — чем станет для людей идея: кислородом, аспирином, драгоценностью? «Кислород — то, без чего невозможно обойтись. Это продукты питания, одежда, различные услуги, необходимые как для отдельных людей, так и для организаций. Аспирин — вещи, делающие жизнь приятнее, но напрямую не влияющие на выживание. Без кофе обойтись можно, но с ним жизнь гораздо приятнее. Драгоценность — предметы роскоши, в том числе дорогие услуги, в нашем случае, это могут быть какие-то яркие интересные коллаборации, заставляющие потребителя выстраиваться в длинные очереди в ночь перед стартом продаж, — рассказывает эксперт. — В этом методе необходимо честно признаться самому себе, есть ли хоть одна из перечисленных составляющих в идее или продукте. Если коллекция дизайнера соответствуют всем трём критериям, то, безусловно, стоит рискнуть!».
Переосмысливая и анализируя итоги работы образовательного заезда «Арт-маркет», можно сделать один точный вывод: молодой художник, вне зависимости от того, где он живет и каким творчеством занимается, имеет шансы стать успешным, востребованным и высокооплачиваемым профессионалом в своей индустрии. Для этого ему нужно, во-первых, быть честным с собой и смело проявляться через творчество, во-вторых, непрерывно развиваться в смежных областях и прокачивать дополнительные навыки и учиться смотреть на дело как на бизнес. Ну и в-третьих, находить во всем этом здоровый баланс.
Справочная информация: «Таврида.АРТ» — платформа возможностей, которая помогает молодым людям реализовать свой профессиональный потенциал в креативных индустриях, культуре и искусстве. Организатор — АНО «Центр развития культурных инициатив». «Таврида.АРТ» входит в федеральный проект «Молодежь России» национального проекта «Образование» и реализуется при поддержке Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь). Свою историю «Таврида» начала в 2015 году, когда получила статус Всероссийского молодежного образовательного форума. За восемь лет проект трансформировался в единую экосистему.