Региональные чиновники потратили 1,85 млрд рублей на собственный PR. С начала года органы государственной власти в субъектах разместили 1329 закупок на информационное освещение своей деятельности. Половина средств пошла на закупку материалов в федеральных СМИ (663,5 млн рублей), при этом 295,7 млн рублей освоили федеральные телеканалы. Такие цифры привел Общероссийский народный фронт.
ОНФ проанализировал закупки по четырем критериям – по потраченной сумме, по общему количеству размещенных тендеров, по закупке информационных услуг у всех федеральных СМИ и отдельно на ТВ. Исследование охватило 83 региона страны за Крыма и Севастополя.
Лидером по общим расходам стал Краснодарский край, власти которого выделил на PR 463,4 млн рублей. На втором месте — Свердловская область (111 млн рублей), на третьем — Ставропольский край (105,5 млн рублей). В некоторых регионах большой объем бюджетных средств можно объяснить проводимыми мероприятиями. Например, в Сочи проводилась Олимпиада, в Ставропольском, Приморском крае, Астраханской и Вологодской областях, а также в Санкт-Петербурге избирали губернаторов, а в Москве –городскую думу. Но значительные траты в Московской (85,7 млн рублей) или Архангельской (43 млн рублей) областях, где никаких крупных событий не происходило, не совсем понятно.
По количеству размещенных тендеров лидирует Свердловская область (130 закупок), на втором месте – Ставропольский край (79 закупок), на третьем Краснодарский край (53 закупки). Активно проводят торги также в Республике Бурятия, Вологодской, Сахалинской, Челябинской, Ярославской и Астраханской областях, Приморском крае. Зато в трех регионах — Кабардино-Балкарской Республике, Саратовской области и Чукотском АО – вообще не удалось обнаружить закупок информационных услуг в 2014 году.
По материалам, размещаемым в федеральных СМИ, в лидеры снова выбился Краснодарский край (9 закупок на 76,2 млн рублей), на втором месте – Приморский край (16 закупок на 43,5 млн рублей), на третьей позиции – республика Башкортостан (2 закупки на 41,7 млн рублей).
Активнее других на федеральном ТВ присутствовали Башкортостан (2 закупки на 41,7 млн), Приморский край (3 закупки на 20,8 млн), на третьем – Ставропольский край (6 закупок на 20 млн). При этом во многих регионах существуют собственные телекомпании, финансируемые из бюджета.
Эксперты ОНФ подчеркивают, что региональные структуры стали более искусно скрывать закупки. Например, их маскируются под тендеры с другими названиями, в конкурсной документации приводятся абстрактные технические задания, под социальной, патриотической, медицинской тематикой скрываются интервью и фоторепортажи региональных чиновников.