Правительство само сформирует отдельный закон для регулирования маркетплейсов в России. Федеральная антимонопольная служба (ФАС) совместно с Минпромторгом, Роспотребнадзором и другими ведомствами займутся разработкой такого проекта. Об этом со ссылкой на итоговый доклад службы о развитии конкуренции за 2023 год сообщают «Известия».
ФАС уже подготовила концепцию будущего законопроекта. По данным издания, положения документа направлены на урегулирование отношений между маркетплейсами, потребителями, продавцами товаров, владельцами пунктов выдачи заказов (ПВЗ). Инициатива направлена на «создание более эффективных условий для конкуренции и защиты прав потребителей и предпринимателей в сфере электронной торговли».
В ФАС уверены, что рассматривать вопрос о регулировании деятельности маркетплейсов нужно в отдельном федеральном законе, где будет учитываться специфика всех сторон. В частности, регулирование должно предусматривать определение участников рынка, требования к заключению и исполнению договоров.
Кроме того, в ведомстве считают, что нужно сформировать нормы, касающиеся владельцев таких площадок: «это контроль размещения информации о товаре, особенности взаимодействия с покупателями, продавцами и владельцами пункта самовывоза, в том числе при возврате товара». При этом важно учитывать специфику маркетплейсов как владельцев информационного ресурса, обеспечивающего взаимодействие между покупателями, продавцами и ПВЗ, добавили в ФАС.
Там напомнили, что маркетплейсы — это не торговые организации, они не осуществляют реализацию товаров, их отношения с покупателями, продавцами и ПВЗ «существенно отличаются» от отношений в структуре торговой сети. «В связи с этим служба считает необходимым установить требования к маркетплейсам, которые отличны от тех, которые предъявляют торговым сетям», — заявили в регуляторе.
В Минпромторге и Роспотребнадзоре сказали изданию, что ещё не получали концепцию проекта от ФАС.
Если правительство сформирует законопроект, то документ будет не первым на эту тему. Ранее два подобных проекта уже вносили в Госдуму, но они были раскритикованы. В первом депутаты в том числе предложили ограничить маркетплейсы в продаже товаров, если их выручка превышает 150 млрд руб. Правительство не поддержало данный законопроект. В другой инициативе парламентарии хотели описать базовые принципы работы маркетплейсов. Документ также предполагал госконтроль за этой отраслью. По задумке авторов, его должна была осуществлять ФАС.
На прошлой неделе премьер-министр РФ Михаил Мишустин отметил, что работу маркетплейсов в России необходимо «аккуратно отрегулировать», поскольку у людей «много вопросов к онлайн-платформам», работа которых не так прозрачна.