В первом полугодии 2023-го объём продаж интернет-торговли в России вырос на 20% год к году и составил 2,74 трлн руб. Из этой суммы 97,2% пришлось на покупки в российских компаниях сектора e-commerce, трансграничный рынок в объёме продаж сократился до 2,8% против 4% в 2022 году. Об этом Sostav сообщили в Ассоциации компаний интернет-торговли (АКИТ, объединяет около 80 крупных российских маркетплейсов, интернет- и омниканальных компаний, включая Ozon, Wildberries, «Яндекс Маркет»).
Доля интернет-торговли в общем объёме розничных продаж составляет 12,7% по итогам первых шести месяцев текущего года. Распределение товаров в рейтинге самых популярных осталось без изменений, отметили в АКИТ.
Топ-5 категорий товаров возглавляет цифровая и бытовая техника — на её покупку онлайн россияне потратили 522,5 млрд руб., доля этой категории в общем объёме продаж составила 19,1%. Также в пятёрку популярных товаров вошли: мебель и товары для дома (459 млрд руб., с долей 16,8%), одежда и обувь (427 млрд руб., 15,6%), продукты питания (349 млрд руб., 12,7%), товары для красоты и здоровья (225,5 млрд руб., 8,2%).
Ранее на топ-5 товаров приходилось более 75% всех покупок, — сейчас 72%. Рост продаж отмечается и в других категориях, наиболее заметный: «инструменты» — от 30% до 60%, «товары для творчества» — от 30% до 80%, «ювелирные изделия» — в среднем 35%, «спорттовары» — в среднем 30%, а также «аптеки». В этой категории рост был неравномерным — пиковые показатели пришлись на апрель — май: рост на 104% и 99% соответственно по сравнению с аналогичными периодами прошлого года.
Самыми активными регионами с точки зрения онлайн-торговли остаются Москва, Московская область и Санкт-Петербург.
По итогам первого полугодия АКИТ зафиксировала изменения в топ-10 наиболее активных в онлайн-торговле регионов, которые сейчас обеспечивают 52% от всех покупок в интернете. По сравнению с январем — июнем 2022 года снизилась доля первой тройки регионов.
Первую строчку в рейтинге традиционно занимает Москва. Однако в общем объёме продаж её доля сократилась до 18,4% с 20,4% годом ранее. Второе место у Московской области — 9,2% против 10,7% в январе-июне 2022 года, на третьем — Санкт-Петербург (6,2% против 7,3%). Доли почти всех остальных регионов выросли.
В частности, доля Краснодарского края по итогам первого полугодия составляет 4,9% (против 4,4% годом ранее), Ростовской области — 2,9% (против 2,5%), Нижегородской области — 2,2% (против 2,1%).
Как считает президент АКИТ Артём Соколов, тенденция на увеличение роли регионов в сфере e-commerce, которая наметилась ещё в 2020 году, «будет становиться ещё заметнее». По его мнению, это связано «не только с привычками россиян, возможностью быстро находить нужный товар и сравнивать цены», которые обеспечивает интернет-торговля.
«Сами компании онлайн-ритейла все активнее осваивают регионы — по всей России строятся новые логистические объекты (их общая площадь за три года увеличилась больше, чем в три раза), создаются новые рабочие места, улучшается качество сервиса — эта активность также напрямую влияет на предпочтения россиян», — указал Соколов.