Россияне потратили на онлайн-покупки в первом полугодии 2022 года 2,3 трлн руб. Это в 1,5 раза больше, чем годом ранее. При этом продажи на зарубежных площадках снижаются, пишут «Ведомости» со ссылкой на Ассоциацию компаний интернет-торговли (АКИТ).
Доля интернет-торговли в общем объёме розничных продаж выросла с 8,8 до 11,2%. Онлайн покупают электронику и бытовую технику (22% всех заказов), мебель и товары для дома (17,7%), одежду и обувь (13,9%), продукты питания (13,5%), товары для красоты и здоровья (7,5%). Продажи на зарубежных площадках снизились на 27% год к году до 103 млрд руб.
В «Infoline-аналитике» приводят похожие данные: за полгода россияне потратили 2,4 трлн руб. на приобретение товаров онлайн без учета доставки готовой еды из ресторанов. Из общего объема на непродовольственные товары пришлось 1,97 трлн руб. (+52%), а на продукты — более 300 млрд руб. (почти вдвое больше, чем в январе — июне 2021 года). Наиболее динамичный рост за этот период демонстрировали мультикатегорийные маркетплейсы — Wildberries, Ozon, «Яндекс.Маркет», AliExpress и «Сбермегамаркет». Их доля на рынке онлайн-продаж в 2021 года составляла 39,7%, а в первой половине этого года показатель вырос до 47,9%.
Президент АКИТ Артем Соколов поясняет, что активность потребителей в онлайн-каналах не только сохранилась, но сильно выросла из-за нестабильности в традиционной рознице: торговые центры столкнулись с сокращением ассортимента и уходом ряда иностранных брендов, тогда как на интернет-площадках товарные предложения сохраняются в достаточном количестве.
Партнер Data Insight Борис Овчинников считает, что в этом году продолжится доминирование универсальных маркетплейсов во всех категориях, кроме продуктов питания и фармацевтики. При этом «гонка онлайн-ритейлеров» может быстро свестись к битве двух лидеров — Wildberries и Ozon. По его прогнозам, интернет-продажи по итогам всего года ожидаются на уровне 5,8 трлн руб.
Ранее сообщалось, что маркетплейсы приравняли к другим участникам рынка в отношении правил обязательной маркировки продукции. С 1 марта 2023 года онлайн-платформы начнут нести ответственность за непередачу сведений в систему «Честный знак» и продажу контрафактной продукции.