Посещаемость торговых центов за год сократилась на 25%. На ситуации отразился уход иностранных брендов и снижение покупательной способности населения, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на данные Focus Technologies.
С января по ноябрь 2022 года Mall Index (количество посетителей на 1 тыс. м2 площадей) в крупнейших торгцентрах Москвы и Подмосковья снизился на 25% год к году и на 39% по сравнению с тем же периодом 2019 года. Трафик сократился меньше — на 7% год к году и на 24% по сравнению с 2019 годом.
Посещаемость средних объектов осталась на уровне прошлого года, но на четверть ниже, чем до пандемии. А вот малоформатные торгцентры (5−20 тыс. м2), напротив, нарастили трафик за год на 1%. Эксперты связывают устойчивость малых объектов с ориентацией на товары повседневного спроса. Кроме того, в них почти не присутствуют западные бренды.
Сложившаяся ситуация повлияла и на снижение девелоперской активности. По итогам 2022 года ожидается минимальный ввод торговой недвижимости. «Новые крупные торгцентры рассматриваются только в городах с низкой обеспеченностью площадями», — говорит региональный директор департамента торговой недвижимости NF Group Евгения Хакбердиева.
Доля пустующих площадей в российских торгцентрах увеличивается, несмотря на активный выход локальных брендов. Так, по словам Евгении Хакбердиевой, в торгцентрах Москвы и Подмосковья в этом году открылись 27 универмагов и мультиформатных концепций с одеждой российских брендов. В сегменте стрит-ритейла на рынок вышли 17 локальных игроков, что в два раза выше показателя прошлого года, отмечает она.
Ранее сообщалось, что каждый второй ТЦ в России оказался под угрозой закрытия. Около 200 объектов находятся сейчас в банкротном и предбанкротном состоянии, а в будущем к ним могут прибавиться ещё 70−100.