Кинотеатры поддержали законопроект о принудительном лицензировании контента из «недружественных» стран. При этом онлайн-кинотеатры считают, что мера разрушит «всю российскую креативную индустрию», а книгоиздатели предложили формализовать процесс, сообщает «Коммерсант» со ссылкой на отзывы отраслевых ассоциаций на законопроект, внесенный в Госдуму летом.
Согласно законопроекту, российские компании смогут через суд получать недоступные лицензии на «кинопроизведения, компьютерные программы, музыкальные коллекции, литературные и другие произведения» правообладателей из «недружественных» стран, которые отказывают в прямой продаже лицензионного контента. По словам главы Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) Алексея Воронкова, ассоциация поддержала проект, так как он позволит кинотеатрам продолжить работу. В целом предлагается ускорить процесс получения прав на фильмы, чтобы избегать утечек пиратам.
Книгоиздатели законопроект также поддерживают под угрозой того, что около половины зарубежных партнеров не готовы продлевать контракты. Российский книжный союз предложил создать «прозрачный механизм распределения неисключительных прав», к примеру, организовать аукционы и создать реестр. Такой подход исключит риск возникновения ситуаций, когда, например, крупный игрок с большими ресурсами покупает права на электронную книгу, а другие издатели не смогут потом купить права на бумажную версию.
Против инициативы выступили онлайн-кинотеатры. Так, генеральный директор ассоциации «Интернет-видео» Алексей Бырдин полагает, что законопроект противоречит нормам и в целом логике Гражданского кодекса РФ, нарушает международные соглашения, а также увеличивает нагрузку на суды и надзорные органы. «Его реализация будет иметь долгосрочные разрушительные последствия для российской креативной индустрии», — отметил он, добляя, что разработчики проекта не учли особенности отрасли.
Ранее автор законопроекта Дмитрий Кузнецов в разговоре с Sostav отметил, что документ призван поддержать отечественный бизнес, в первую очередь — кинотеатры. «Отказ от продления и заключения новых лицензий со стороны правообладателей из враждебных юрисдикций — злоупотребление исключительным правом и правом собственности. Наш ответ должен быть гуманным, но твёрдым», — отметил он.