Российским производителям водки и пива предлагают в ближайшее время дать льготные экспортные кредиты. Господдержка поможет существенно нарастить экспорт алкоголя. Так, при должных мерах поддержки поставки сорокаградусного напитка за границу могут увеличиться в 1,5−3 раза, пишут «Известия» со ссылкой на письмо генерального директора Российского экспортного центра (РЭЦ) Андрея Слепнёва, направленного в Минэкономразвития.
С 1 января 2020 года вступают в силу изменения в Бюджетный кодекс, снимающие ограничения на субсидирование экспортеров спиртного. Изменения затронут прежде всего крепкие напитки и пиво. В РЭЦ настаивают, что российские экспортеры водки и пива должны как можно скорее получить доступ к инструментам льготного финансирования.
Согласно паспорту проекта, стоимостный объем поставок продукции агропромышленного комплекса должен достичь $45 млрд к 2024 году. С января по сентябрь 2019-го этот показатель составил $19,3 млрд, заявили «Известиям» в Минсельхозе, отметив, что риска невыполнения целей федерального проекта нет.
По мнению гендиректора РЭЦ, значительные экспортные перспективы ждут именно производителей водки. Основными потребителями российской водки выступают Латвия, Германия, Великобритания, Казахстан и Армения. Суммарный экспорт этого вида алкоголя в мире составляет порядка $40 млрд, сообщили в пресс-службе организации. Треть этой суммы приходится на бренды, ассоциативно связанные с Россией, однако объем поставок российских производителей в 2018 году составил только $150 млн. Такое соотношение говорит о наличии потенциально огромной ниши сбыта, подчеркнули в РЭЦ.
В Минсельхозе согласились с позицией экспортного центра относительно того, что у России есть возможность значительно нарастить поставки водки. По оценкам ведомства, потенциально их объем может быть увеличен до $200−250 млн, а при мерах государственной поддержки этот показатель станет еще больше.
По оценке Союза производителей алкогольной продукции, помощь в продвижении бренда русской водки и субсидирование банковских инструментов позволят увеличить поставки крепкого напитка больше чем в три раза — до $500 млн к 2024 году. Развитие экспорта сегодня затрудняют неравные условия для российских и зарубежных производителей: наши компании получают кредиты на продвижение продукции под 10−12%, а иностранные — под 2%. Дополнительные меры господдержки для экспортеров должны помочь российским водочникам сделать свой продукт более востребованным.
Ранее директор ЦИФРРА Вадим Дробиз сообщил, что на рынок алкоголя вскоре вернется негативная тенденция, поскольку в настоящее время производители вынуждены существовать в условиях «демографической ямы», из-за которой уменьшилось количество основных потребителей — молодых людей в возрасте от 18 до 28 лет. Из-за падения продаж, которое наблюдается на российском рынке уже на протяжении 11 лет, производители пива и более крепких алкогольных напитков вынуждены возмещать потери производством лимонадов и воды,