Российское авторское общество (РАО) увеличило ставку отчислений с авторских вознаграждений для индивидуальных предпринимателей и юридических лиц. Таким образом общество создаст резерв для покрытия долга перед Пенсионным фондом России (ПФР), сообщает «Коммерсант».
Председатель правления РАО Максим Дмитриев подтвердил, что с сентября отчисления для юридических лиц и индивидуальных предпринимателей (ИП) за исполнение произведений в эфире ТВ, радио и в интернете увеличены на 7 процентных пунктов, до 27%, ставка за публичное исполнение (например, в кафе) выросла на 4 процентных пункта, до 34%. С физических лиц с сентября удерживается 35% — ранее ставка составляла 20% за эфир и 30% за публичное исполнение. Повышенные ставки для юридических лиц и ИП будут действовать три года.
РАО разъяснило правообладателям, что расходы общества выросли, так как появилась обязанность платить страховые взносы ПФР. С конца 2016 года общество пыталось доказать незаконность этих требований, но в марте 2018 года Верховный суд занял позицию ПФР. В том же году со счетов РАО было «принудительно списано» 225 млн руб. взносов за 2013−2015 годы, а в августе 2019-го ПФР потребовал еще 176 млн руб. за 2016 год, говорится в письме. Общие сборы РАО в 2018 году составили 5 млрд руб.
Несмотря на то, что в самом обществе называют меру вынужденной, отдельные члены РАО недовольны повышением ставок.
Андрей Лукинов, директор продюсерского центра Игоря Матвиенко:
Целая категория авторов будет вынуждена за свой счет исправлять ошибки аппарата РАО. При этом основные деньги заплатят те, кто к возникновению этого долга не имеет никакого отношения.
Ранее несколько членов Ассоциации владельцев кинотеатров (АВК) подали иски к РАО с требованиями заключить с ними договор на новых условиях. Кинотеатры предлагают включить в договор выплаты только в пользу композиторов и только за произведения, которые имеют статус охраняемых, при этом авторство должно устанавливаться по законам страны, в которой создан кинофильм. Это предполагает исключение произведений, признанных общественным достоянием, или неохраняемых, а также выплат в пользу авторов части музыки к американским фильмам, правами на которую по законодательству США владеют киностудии.