Даже крупные компании с устоявшимися ценностями и богатой историей бренда меняют позиционирование. Ребрендинг решает сразу несколько задач: выход на новую аудиторию, рост продаж, решение репутационного кейса, переход в другой сегмент рынка. О ключевых аспектах ребрендинга Sostav рассказала диджитал-директор коммуникационного агентства «Свобода» Мария Сорвачёва.
Вторая жизнь
Одна из причин ребрендинга — это конфликты, связанные с репутацией компании. Нужно уйти от прежнего имиджа и сохранить клиентов. Такие истории часто случаются на фондовом рынке, когда предприятие, разочаровав инвесторов, уходит от прежнего названия и связанных с ним ассоциаций и начинает работать уже под новым. Ещё одной причиной могут стать, например, катастрофы, связанные с техногенными факторами или человеческой ошибкой. Брендинг — это всегда игра ассоциаций, поэтому большой поток негатива может стать непреодолимым. Тогда проводится глобальный ребрендинг, чтобы не было ассоциаций с трагедией.
Трансформация
Когда бизнес активно развивается, ребрендинг — логичный шаг для того, чтобы подчеркнуть трансформацию компании. Так сделал «Сбербанк» в 2020 году, оставив привычное для всех звучание и подчеркнув наличие большой экосистемы. Одной из причин нового названия могло стать желание стать эмоционально ближе к своим клиентам. В мире финансов, который быстро развивается, ребрендинг часто апеллирует напрямую к потребителю. Так, компания Square превратилась в Block, чтобы подчеркнуть желание основательно заняться блокчейном, который тогда находился практически на вершине хайпа.
Тенденции общества
Кроме классических потребностей компании ребрендинг отражает также и тенденции, которые есть в обществе. Например, из России уходят западные компании, и появился тренд на русификацию. «Вкусно и точка» — лишь самый известный пример, нынешняя тенденция гораздо шире и явно пока не достигла пика. Сейчас оказались в тренде отечественные компании, которые и задают моду на простые и запоминающиеся названия. Их основная цель — быстрый перезапуск.
Аспекты ребрендинга: новый слоган
Слоганы — это отражение философии бренда и его ценностей. Их изменение приводит к масштабной смене позиционирования. Слоганы — ключевые компоненты айдентики, которые нанизываются на рекламные кампании online и offline, они используются в рекламе на билбордах, флаерах, в журналах, на сайтах и соцсетях. Поэтому в восприятии слогана будет важна абсолютно каждая деталь: шрифт, посыл, tone of voice, история компании. Высший пилотаж — когда слоган начинает жить самостоятельной жизнью, например, Just Do It, который стал частью поп-культуры, использовался в музыкальных произведениях, фильмах, тренингах и породил множество мемов.
Глобальный лого
В ребрендинге компания прибегает к сокращению наименования, что даёт бренду возможность по-новому заявить о себе. Это хорошо видно на примере отказа от страновых ассоциаций, чтобы предстать в глазах клиентов крупным международным брендом. Зачастую сокращение названия — цена глобализации и общения с массовым потребителем, которому проговаривать несколько букв значительно проще, чем длинное слово. Многие мудрые маркетологи прислушиваются к клиентам и убирают «лишние» буквы из бренда. Однако сказать, насколько это оправдано с финансовой точки зрения, сложно, ведь смена вывесок, буклетов и фирменного стиля могут обойтись дороже, чем сам новый лого. Когда British Petroleum стала просто BP, компания потратила на новую жизнь десятки миллионов долларов.
Сейчас российские компании, которые вынужденно поменяли название или сократили его, начинают своё развитие заново, так как необходимо инвестировать в новые маркетинговые акции, PR, в сам продукт. Им приходится заново заявлять о себе на рынке и занимать соответствующую нишу. Позиционирование компаний может остаться таким же, но в рамках «отстраивания» от международных брендов необходимо задуматься о новых слоганах, собственной философии и ценностях.
Выводы
Ребрендинг может быть ключевым решением для роста бизнеса или вынужденной мерой — но это неизменно серьезный и ответственный процесс, который не терпит ошибок. Он требует немалых вложений, и это достаточно рискованный шаг, так как новое позиционирование может принести не масштабный рост, а волну негатива. Например, GAP в 2010 году задумались о смене логотипа и даже представили его публике, но столкнувшись с ненавистью аудитории, спустя 6 дней вернули старый дизайн. Есть версия, что новый лого был всего лишь хитрым PR трюком, чтобы компания появилась в информационном пространстве. Но это лишний раз подчеркивает главный смысл ребрендинга — привлечь внимание клиентов.