Федеральная антимонопольная служба (ФАС) представила рекомендации, направленные на борьбу с гринвошингом, — распространением компаниями недостоверных или некорректных экологических заявлений, которые вводят потребителя в заблуждение относительно безопасности их продукции.
Как правило, производители стараются «озеленить» бренд для получения необоснованных преимуществ на рынке. В документе ФАС содержатся общие принципы, виды и требования к экологическим заявлениям, а также описаны последствия нарушения указанных критериев.
Служба отмечает, что экологические заявления в описаниях товаров должны соответствовать принципам достоверности и ясности. Утверждения должны быть аргументированы, понятны потребителю без специальных знаний, а также указывать на конкретное свойство товара, а не ограничиваться формулировками «био», «натуральный» и тому подобными.
Кроме того, нельзя умалчивать о мешающих реализации преимущества условиях и создавать впечатление, что продукция «одобрена какой-либо организацией или соответствует утвержденным стандартам», если это не соответствует действительности.
Среди прочего в рекомендациях ФАС также говорится, что нельзя сравнивать продукты без предоставления оснований для такой оценки, наносить на упаковки знаки, схожие с маркировкой organic или «био». Не допускается использование терминов, аналогичных официальным понятиям из нормативов, например, «зеленые стандарты» или «зеленое строительство».
В качестве одного из справочных материалов для проверки соответствия экологического заявления данным рекомендациям ФАС называет чек-лист по критериям Совета по профилактике гринвошинга.
В ФАС напомнили, регулятор рассматривает гринвошинг как форму недобросовестной конкуренции и предупреждает о возможных штрафах для нарушителей. Их размер может составлять от 100 тыс. до 500 тыс. руб. Также служба рекомендует сообщать о фактах гринвошинга для принятия мер реагирования.
Напомним, Совет по профилактике гринвошинга появился в России в прошлом году. Он объединяет усилия бизнеса и НКО, чтобы утвердить единые критерии для публичной информации о деятельности компаний в области устойчивого развития. Создать совет предложили общественные организации.