Культурная изоляция изменила направление продвижения и дистрибуции российской кинопродукции. Теперь чиновники и продюсеры российского кино планируют развивать новые направления экспорта, в том числе в страны Латинской Америки и Азии, сообщают «Ведомости».
На фоне западных санкций российским кинематографистам предстоит в короткие сроки выйти на непривычные рынки, отличные культурно и индустриально. «Роскино» запустило образовательную программу для профессионалов индустрии «Новая оптика» о том, как работать на рынках Азии, Ближнего Востока и Северной Африки. В восточном направлении уже сделаны первые шаги. На телерынках в Хошимине и Дубае был широко представлен российский контент. В июне холдинг «Газпром-медиа» объявил о первой в новейшей истории копродукции с Ираном.
В числе приоритетных регионов для экспорта, как объявляли ранее Минкультуры и Роскино, страны MENA, Латинская Америка и Азия. Эксперты полагают, что анимация меньше всего пострадает от санкций и «отмены» русской культуры. А вот новые российские блокбастеры могут адаптировать под Китай, а хорроры — под Латинскую Америку.
В 2019 году российские фильмы за рубежом заработали рекордную сумму в $52,4 млн. Однако в 2020 году началась пандемия, которая подломила весь мировой прокат. По данным «Бюллетеня кинопрокатчика», за тот год зарубежные сборы рухнули более чем в 2 раза до $20,5 млн. Падение продолжилось и в 2021 году — до $18,2 млн.
Россия экспортирует много анимации за рубеж — как полнометражной, так и сериальной. Успешно транслируются, в том числе в Китае и в мусульманских странах, «Смешарики» и «Маша и Медведь». Последний стал по-настоящему популярным мировым брендом и присутствует практически на всех континентах — как на ТВ, так и на стриминг-платформах. Сборники серий выходят в некоторых странах в кинотеатральный прокат, например, в одной только Турции в 2019 году они заработали $2 млн.