За последнюю неделю марта, совпавшую с самоизоляцией россиян, резко выросли продажи алкоголя. Так, продажи водки за 23−29 марта в натуральном выражении увеличились на 31% по сравнению с аналогичной неделей 2019 г., а продажи пива за этот период выросли на 25%, сообщают «Ведомости» со ссылкой на исследование Nielsen.
Продажи виски выросли на 47%, прирост ускорился в 2,5 раза. А вот продажи игристого вина приросли только на 5%, темп прироста ниже среднего более чем в 2 раза. Эксперты называют несколько причин такой динамики. Во-первых, в первые недели ажиотажного спроса, которые были в середине марта, большинство покупателей запасались товарами длительного хранения, а позднее стали добирать и алкоголь. Во-вторых, на рост спроса в рознице повлияло закрытие кафе и ресторанов.
Подсчеты Nielsen подтверждают и представители ритейлеров. В «Командоре» водки продано на 15% больше, чем за аналогичную неделю 2019 г., вина — на 20%, У «Глобуса» в марте выросли продажи ликероводочных изделий более чем на 14%. Наибольшей популярностью пользуется дорогой крепкий алкоголь (джин, ром, текила), он показал рост почти на 70% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года. Рост спроса представитель «Глобуса» связывает с тем, что часть алкоголя импортная и покупатели опасаются изменения цены в будущем, поэтому делают запасы.
Однако, согласно статистике Росалкогольрегулирования (РАР), суммарные розничные продажи водки в марте даже немного не дотянули до уровня марта 2019 г. и составили 5,9 млн дал. Продажи тихих виноградных вин в марте увеличились на 0,7% до 4,3 млн дал. А вот продажи игристых вин снизились на 5,3% до 1,28 млн дал. При этом по некоторым алкогольным категориям, где высока доля импорта в продажах, был заметный рост продаж: розничные продажи виски в марте выросли на 12,6% до 348 000 дал.
С конца марта некоторые регионы решили ввести ограничения на торговлю алкоголем, после того как президент объявил неделю выходных, которые потом продлил до конца апреля. Они опасались массовой алкоголизации населения и роста преступлений на почве потребления алкоголя. Например, власти Забайкальского края полностью запретили продажи, в Кемеровской области закрыли алкомаркеты. Некоторые субъекты обошлись частичными ограничениями, сократив время, когда можно торговать алкоголем. Так поступили Пермский край, Башкирия, Карелия и др.
Запреты и ограничения, которые недавно стали вводить регионы, могут только навредить, считает президент Союза производителей алкогольной продукции и вице-президент ГК «Руст» Игорь Косарев. Такие меры приводят к росту потребления нелегального алкоголя, а ограничение времени торговли приводит к большему скоплению людей в магазинах, это мешает борьбе с распространением вируса.
Ранее Ассоциация компаний интернет-торговли (АКИТ) предложила Минпромторгу на первом этапе разрешить дистанционную торговлю алкоголем только производителям и оптовикам. По мнению Ассоциации, для начала нужно разрешить онлайн-торговлю спиртным, независимо от его географического происхождения, однако дать возможность делать это лишь тем компаниям, у которых есть оптовая или производственная лицензия.