Центр аналитики и экспертизы ПСБ (Промсвязьбанка) оценил (.pdf) текущую ситуацию на российском рынке шоколадной продукции — согласно исследованиям, из-за санкций цены могут вырасти до 30%. Это связано с тем, что в их производстве компании используют зарубежное оборудование и до 70% импортных ингредиентов.
Как отметили аналитики банка, большая часть какао-бобов поставляется в Россию из Кот-д'Ивуара (33%), Ганы (18%), Камеруна (13%) и Нигерии (8%) — при этом вся логистика проходила через страны Европы. В условиях санкционных ограничений на локальном рынке возможны перебои с доставкой сырья.
Кроме логистического шока, на стоимость продукции из шоколада повлияют валютные колебания и проблемы с оборудованием — станки для шоколадной массы изготавливают в Швейцарии, а оборудование для разлива шоколадных плиток и конфет — в Германии и Дании.
По состоянию на 2021 год, около 81% производства шоколада и шоколадной продукции принадлежали иностранным компаниям, которые имеют собственные производства в России: Nestle — 33% локального рынка, Mars — 27%, Mondelez — 12%.
Американская компания Mars в марте приостановила импорт и экспорт в России, а также инвестиции в рынок. Также санкции ввела швейцарская Nestle — холдинг отказался от производства и продаж товаров под брендами Nesquik и KitKat.
При этом 19% рынка шоколадной продукции сосредоточены у российских производителей. Однако по итогам января-апреля российские фабрики сократили выпуск кондитерских изделий на 3,4% или примерно на 50 тыс. тонн год к году.
Несмотря на рост стоимости изделий, аналитики ПСБ оптимистично заключили, что дефицит продукции маловероятен.