На фоне пандемии вместе с ростом спроса на телеком-услуги резко увеличились и выбросы углекислого газа в окружающую среду. Через десяток лет операторы могут обойти строительную отрасль по этому показателю, прогнозирует BCG в своем исследовании.
По оценкам аналитиков, доля операторов связи в общих выбросах CO2 составила 3−4%, степень его увеличения неясна, однако авторы отчета полагают, что показатель вырос в два раза больше, чем у авиационной отрасли. К 2040 году уровень загрязнения от телеком-отрасли может вырасти до 14% и сравниться с лидерами: пищевым производством (25%) и строительной сферой (менее 10%).
Такое увеличение выбросов исследователи связывают с массовым переходом на удаленку в пандемию и ростом потребления энергии. По мнению экспертов, телеком может снизить негативное воздействие на экологию разными способами:
- при помощи перехода на 5G — на 70% на 1 Гб;
- за счет оптимизации охлаждения и цифровых инноваций;
- перейдя на возобновляемые источники энергии и помогая корпоративным клиентам снижать объем их выбросов за счет оцифровки и оптимизации различных процессов — это же и позволит компаниям экономить, потому что снизит затраты на обслуживание сети;
- с помощью снижения мусора от участников цепочки поставок отрасли.
При этом сами операторы оценивают уровень своих выбросов CO2 ниже, чем аналитики BCG. Например, представитель «ВымпелКома» сообщил РБК, что «суммарный углеродный след жизненного цикла телеком-отрасли составляет около 1,4% глобальных выбросов углерода и примерно 4% глобального потребления электроэнергии».
По заявлению «Ростелекома», в России телекоммуникационная отрасль выбрасывает не более 1−1,5% в общем объеме парниковых газов. Представитель компании согласен с тем, что этот показатель вырастет, однако будет рассчитываться сложным путем, так как новые технологии позволяют замедлить это увеличение.
Операторы «большой тройки» также сообщили изданию, что знают о ситуации и уже прикладывают усилия по снижению негативного воздействия.
Забота об экологии стала трендом среди компаний мирового уровня. Например, PepsiCo, будучи одним из крупнейших производителей продуктов питания, имеет большой углеродный след — в 2019 году она произвела 57 млн тонн выбросов. Компания заявила, что к 2040 году намерена достичь нулевого уровня загрязнения.